На волне обсуждения решения нью-йоркского The Metropolitan Museum of Art о введении обязательной платы за вход для туристов (немаленькие, но привычные для прочих американских институций $25, которые и были здесь с 1970 года приняты рекомендуемой платой за вход, правда, по правилам музея можно было заплатить сколько угодно, хоть и $1), San Francisco Chronicle оценили стоимость коллекций некоторых американских музеев. Так, 260 тыс. предметов из the Art Institute of Chicago стоят около $35 млрд, а 452 тыс. из вышеупомянутого The Met — $61 млрд.
При этом процент того, что находится в запасниках, как правило, достигает 90%. Поэтому в Америке появилась еще одна тема для жарких дебатов — можно ли продавать отдельные работы из коллекций (к примеру, если в музее уже есть лучшие работы автора), чтобы получить финансирование для деятельности музея. Однозначного мнения нет: с одной стороны, меценаты, дарители больших коллекций, рассчитывают на то, что переданные ими работы останутся в музее в первоначальном составе, с другой — в чем смысл содержать огромную коллекцию, большая часть которой так и не будет увидена публикой?
В журнале Democracy тремя годами ранее был опубликован другой любопытный материал того же автора — профессора из Беркли Мартина О’Хейра. Там помимо прочего приводится статистика о количестве человек, приходящихся на одну картину одного из самых востребованных и понятных художников — Клода Моне. Так, в Вашингтоне с населением в 5.6 млн человек есть 27 работ (10 из них в запасниках), то есть по 207 тыс. человек на одну картину, в Чикаго с 9.5 млн — 33 (6 в запасниках), или по 288 тыс., в Нью-Йорке с 19.6 млн — 49 (13 в запасниках), или по 400 тыс., а во всем штате Флорида — 9.4 млн на одного «моне». Отсюда еще один насущный вопрос. Стоит ли музеям грамотнее распоряжаться своими запасниками, чтобы как можно больше людей смогло увидеть шедевры мирового искусства? Ответ, кажется, очевиден. Но здесь тут же возникают затраты на страховку, транспорт и прочие накладные расходы, которые сможет потянуть не каждый региональный музей. В этой связи плата за вход — ровно то условие, которое скорее сократит число тех, кому будет доступно искусство. К примеру, опыт музеев Лондона показал, что с момента отмена платы за вход для доступа к постоянной коллекции количество посетителей возрасло вдвое.
Просто для интересующихся приведем информацию и о Москве: в Пушкинском музее есть 11 картин, в городе по официальным источникам на 1 января 2017 года проживает 12.4 млн, то есть получается — 1127 тыс. на одну картину.