Летом 1959 года Советский Союз проводил выставку достижений в Нью-Йорке ,и Соединенные Штаты ответили взаимностью.На американской национальной выставке в парке "Сокольники" в Москве были представлены американские товары : автомобили ,искусство ,мода.Ряд известных брендов спонсировали часть экспонатов и стендов,среди которых были Disney, Dixie Cup Inc, IBM, and Pepsi. 24 июля вице-президент США Ричард Никсон показывал Никите Хрущеву выставку.Он подвел его к стенду ,где была только Pepsi-Cola.Символично ,что стенд предлагал 2 разновидности смешивания : с русской водой и американской.Это всё было уже подготовлено. Накануне вечером исполнительный директор PepsiCo Дональд М. Кендалл подошел к Никсону в американском посольстве.Кендалл проигнорировал решения руководства Pepsi и решил спонсировать стенд и присутствовать на выставке.Чтобы доказать руковоству ,что эта поездка того стоит ,он попросил Никсона : "мне нужна фотография ,где Хрущев держит стакан с Pepsi"
Никсон не подвёл.Фотограф поймал Никсона и Хрущева вместе ,когда советский лидер осторожно потягивал стаканчик с Pepsi.Кендалл на фото стоит в стороне ,наливая еще один стакан Pepsi.Сын Хрущева,Сергей, позже вспоминал ,что многие советские граждане ,когда первый раз пробовали Pepsi сравнивали его запах с воском для обуви.Но,добавил он ,вспоминали про него даже после выставки.
Для Кендалла это было триумфом.У него были большие планы по продвижению бренда и фото с Хрущевым повысило его рейтинги в руководстве Pepsi.Через 6 лет после ставки он стал CEO , генеральным директором корпорации.
Кендалл понимал ,что Советский Союз это большой рынок для продвижения своей продукции ,и в 1972 году он преуспел в переговорах о монополии Cola и добился блокировки продажи Coca-Cola до 1985 года. Pepsi-Cola начала продаваться по всему СССР ,к тому же было локализованно производство.Как писал тогда New York Times , "газированная вода стала первым капиталистическим продуктом ,доступным в СССР."
Но была одна проблема - советские рубли.Советские рубли были бесполезны на международном уровне с тем курсом ,который установил Кремль.Советские законы также запрещали оборот иностранной валюты.Поэтому ,в результате переговоров СССР и Pepsi прибегли к бартеру.В обмен на газировку Pepsi получила эксклюзивное право на дистрибуцию бренда Stolichnaya vodka в США.К концу 80-ых в Советском Союзе продавалось до миллиарда порций Pepsi.В 1988 году на советском телевидении впервые показали рекламный ролик Pepsi с Майклом Джексоном в главной роли.Сделка сработала - "Столичная" очень хороша продавалась в Штатах.Несмотря на американский бойкот ,связанный с введением советских войск в Афганистан ,Pepsi намекало что не против провернуть еще сделки с Советским Союзом.
В итоге весной 1989 года СССР и Pepsi заключили поразительную сделку.Pepsi стала посредником в продаже 17 старых подводных лодок и 3 военных кораблей ,включая фрегат ,крейсер и эсминец , на металлолом .Также Pepsi приобрела современные советские нефтяные танкеры ,которые продала и частично сдала в аренду в сотрудничестве с норвежской компанией.Взамен американская компания увеличила количество заводов ,производств более чем в два раза. Дональд М. Кендалл в шутку сказал Бренту Скоукфорту (советнику президента США по национальной безопасности) : "Мы разоружаем СССР быстрее ,чем вы".
Но это было ничто ,по сравнению со сделкой на 3 млрд. долларов ,заключенной в начале 90-ых.Это была самая крупная сделка ,когда-либо заключавшаяся между СССР и американской компанией.Pepsi рассчитывало на еще большую экспансию на советском рынке.Компания запустила новую сеть - Pizza Hut.Будущее казалось блестящим.
Но в 1991 году Союз развалился ,забрав с собой эту грандиозную сделку.На смену расцвета бизнеса пришла борьба за активы ,сложностями из-за перечеркнутых границ ,гиперинфляции и приватизации.Los Angeles Times писал ,что сеть Pizza Hut натолкнулась на большие проблемы - их моцарелла доставлялась по всей стране из Литвы.Компания пыталась минимизировать потери ,перейдя от стеклянных бутылок к пластиковым , но компания по такому производству находилась в Беларуси. Кендалл ,который вышел к тому времени уже на пенсию ,заявил ,что по сути Союз вышел из бизнеса.Вместо того, чтобы иметь дело с одним государством, Pepsi пришлось договариваться с 15 странами. Хуже того ,на рынок бывшего СССР агрессивно вошла Coca-Cola.Пытаясь как-то сохранить свои позиции , компания построила два знаковых рекламных щита над оживленной площадью Пушкина в Москве.
Россия по-прежнему остается вторым рынком для компании после США.Но их передовой блеск уже угас.Спустя несколько лет Coca-Cola скинет Pepsi с места лидера в российском сегменте.В 2013 году будут демонтированы и рекламные щиты на площади Пушкина.
Если вам понравилась статья ,подписывайтесь на канал , ставьте лайки !