Найти в Дзене
Artfragment

Что не так с сундуком Малевича

Выставка «Русский модернизм», составленная из произведений русского авангарда, которая открылась 20 октября 2017 года в Музее изящных искусств в Генте (Бельгия), в 2018 году вызывает все больше вопросов. Причина — вопрос подлинности 26 работ, авторство которых приписывается Казимиру Малевичу, Василию Кандинскому, Александру Родченко, Владимиру Татлину, Наталье Гончаровой и другим художникам. Прежде они не появлялись ни на одной музейной выставке, а также не значатся в каталогах-резоне, научных исследованиях, включающих все известные произведения того или иного художника.

-2

Яркий пример — сундук, расписанный всеми хитами Малевича, от крестьян до черного креста и супрематической композиции, возможное существование или участие художника в его создании не известно ни одному эксперту.

-3

Большая часть представленных неизвестных работ появилась на выставке из собрания российского историка-искусствоведа и коллекционера Игоря Топоровского, ранее переданной целиком Фонду Дилегема (Dieleghem Foundation). Все они предоставлены бельгийскому музею на условиях долгосрочной аренды.

Эксперты, в числе которых арт-дилеры и научные сотрудники, специализирующиеся на творчестве художников-авангардистов, написали открытое письмо в The Art Newspaper. Несмотря на то, что в нем нигде нет упоминания о том, что представленные предметы — подделка, они советуют подробнее изучить происхождение экспонатов и на время снять их с экcпонирования. В интервью Artnet News представители музея, директор которого Картин де Зегер намерена «переписать историю русского авангарда», сообщили, что вся ответственность за подлинность лежит на Топоровском, и музей не проводил специальных химических анализов произведений, так как этого не требуют стандартные процедуры выставочного регламента, а сам коллекционер заявил, что все необходимые бумаги, подтверждающие происхождение работ, находятся в Фонде Дилегема, и готов их предоставить для изучения научным работникам и журналистам.

Что это значит? Если после исследования документов, хранящихся в бельгийском фонде, происхождение работ будет по-прежнему вызывать вопросы у экспертов, возможно проведение полноценной дополнительной экспертизы. Топоровский вполне может от нее отказаться, что вызовет новую волну вопросов о подлинности, и скорее всего приведет к тому, что постоянное выставочное пространство для коллекции в брюссельском районе Жет в одном из строений бывшего аббатства Дилегем, которое должно появиться в 2020 году, и над которым сейчас работает коллекционер со своей женой, так и не откроется.