Найти в Дзене
Лаборатория Нектона

Валгундский шанец (Валгунде. Латвия)

Весьма малоизвестный фортификационный и археологический объект, от которого, на сегодняшний день, остались лишь едва различимые остатки равелинов и рва, напоминающего скорее канаву, чем фортификационное сооружение...

 Учитывая форму и размеры этого сооружения, можно предположить, что оно было построено в виде «земляного» (earthenfort) или «деревянного» (woodenfort) форта, широко применяемого в то время всеми армиями Европы.

Согласно тем немногим обрывкам информации, что имеются у местных краеведов, данное укрепление было построено в период Северной войны (1600-1629).  

1 Июля 1622 года, Шведский король, Густав II Адольф, с войском в 5500 пехотинцев, 1000 всадников и 20 пушками, укрепился в 12 км севернее Елгавы (тогда еще Митавы). На этом месте, был построен мост через реку Лиелупе (Аа), укреплённый ДВУМЯ шанцами, расположенными на обоих берегах.

Это невысокое, насыпное сооружение, контуры которого образовывали бруствер, насыпанный из грунта крепостного рва, окружающего укрепление. Иными словами, на топком лугу у реки, не могло существовать возможности выбрать достаточно грунта для создания грандиозной насыпи и судя по предназначению укрепления, вряд ли, её высота превышала 2 метра. Следует учитывать, что практические нигде в мире, не сохранились подобные сооружения в удовлетворительном состояний (кроме тех случаев, где их специально досыпали и сохраняли), построенные на лугах или равнинах.

Совершенно аналогичный пример, того же времени в Риге – Меньшиковский шанец, построенный на болотистых лугах Рижской выгонной дамбы (ул. Шанцевая, ныне Skanstesiela), который уже на картах конца 18-го века, превратился в канаву, лишь контурами, напоминающую форму равелинов. Практический там же, уже к началу 19-го века, аналогично и даже без вмешательства природы, исчез с лица земли и Александровский шанец, несмотря на то, что об был крупнее обсуждаемого нами сооружения . Та же история, произошла с оккупированной ныне, местными огородниками территории бывшего «каброншанца», на левом берегу от Рижской крепости, от которого так же, сегодня не осталось и следа.

Дополнение: Каброншанец - немного раскопали в 2016 году, обнаружив остатки деревянного каркаса насыпи, сделанного видимо в ходе усиления укреплений при осаде Риги Русскими войсками
вот так, лишь контурами остался на картах Меньшиковский шанец в Риге..
вот так, лишь контурами остался на картах Меньшиковский шанец в Риге..

К сожалению, сезонные разливы поймы реки Лиелупе, за прошедшие почти 400 лет, смыли все, что представляло хоть какой-то осязаемый предмет для изучения. На сегодня, место где когда-то находился Валгундский шанец, представляет из себя совершенно плоский, поросший травой луг, лежащий практический на одном уровне с поверхностью реки. Остатки крепостного рва, ныне представляют из себя, канавы шириной 1,2-1,5 метра и глубиной 0,4 метра, повторяющие классический контур крепостного укрепления.

И если на правобережье, остались хоть какие-то следы сооружения, то от второго шанца на левобережье, все следы были распаханы. Противоположная ситуация, сохранилась и с остатками моста через реку, угадываемые следы которого имеются на левом берегу, но при этом, начисто смыты рекой на правом. Позволю себе добавить и не проверенную информацию - возможно, это будет кому-то полезно. В середине 2000-х, я получал сообщения о том, что две группы пловцов, независимо друг от друга, предпринимали попытки, исследовать дно реки в районе моста, в результате, им якобы удалось раскопать остатки нескольких мостовых свай.

Остаётся добавить, что место это, после того как мы раскрыли его местоположение, вызывает весьма неоднозначные дебаты, особенно в стане тех «диванных форторведов», кто приехав на место, ожидал увидеть там, неизвестную никому доселе, каменную крепость с бойницами и капсулу с поясняющим письмом, от Шведского Короля. Конечно, в жизни так почти не бывает и разочарованные «специалисты», побродив по неглубокой канаве, удаляются строчить в Интернете предположения про «обычную канаву, просто очень странной формы» или расплываются религиозными откровениями, вроде «я не верю, что там что-то могло быть..».  Вне зависимости от реализации ожидаемого или силы религиозной веры - факт остаётся фактом, остатки сооружения и моста – обнаружены и так же то, что тема исследований этого объекта уже много лет, остаётся открытой.

Отдельная благодарность за помощь в исследованиях:

  • Андрей Писаренко
  • Арвид Зиновьев
  • Lodzis