Атлай оказался на перекрестке сразу нескольких религий: своего собственного шаманизма с примесью тэнгри, доставшегося от хунну; "желтой" и "красной" буддистских школ, пришедших из Джунгарии, и российского христианства.
В мае 1904 г. среди кочевавших в горах западного Алтая по р. Кырлык родов разнеслась весть, что местным жителям - Чету Челпанову и его приемной 12-летней дочери Чугул Сороковой - явился Бурхан, легендарный хан Ойрот, "легендарный богатырь и царь Алтая, который вскоре восстановит под своей властью свое древнее царство».
Взволнованные вестью о скором приходе Ойрот-хана, с мая 1904 г. в логу Теренг вокруг ставки Чета стали собираться алтайцы. Для Челпанова поставили особую - большую 12-решетчатую, крытую белым войлоком - юрту. Так родилась «новая вера», которую сами ее последователи называли ак дьанг, или сют дьанг (букв, «белая вера», т.е. светлая, праведная, или «молочная вера») в противовес шаманизму, который стали именовать кара дьанг («черная вера», т.е. темная).
В логу алтайцы каждый день совершали общие моления, поклонялись Бурхану (от монгольского слова "бурх" - Бог), солнцу, луне и Алтаю (слово "Алтай" означало у местных жителей не местность, а понятие "родина"), жгли на сложенных из камня возле юрты Челпанова жертвенниках вереск, брызгали молоко вверх и втыкали в землю березки, которые украшали лоскутами.
Здесь нужно вспомнить, что в 1904-1905 годах Россия вела войну с Японией за контроль над буддийской Манчьжурией, и появление непонятных молений, сильно отдающих буддизмом, насторожило русские власти. В ночь на 21 июня они мобилизовали окрестных крестьян и направили их на разгром «лагеря» молящихся алтайцев. В итоге Чет был схвачен вместе с женой и девочкой-воспитанницей, арестовали и наиболее активных участников моления.
В ходе судебного разбирательства все задержанные бурханисты были оправданы. Дальнейшее развитие "новой веры" продолжилось, несмотря на усилия местной русской администрации и православной миссии, которая видела в ламах-лекарях серьезных противников. Идеями «белой веры» прикрывали призывы к неповиновению и отказу от мобилизации I мировой войны.
Революция 1917 года кардинально разрешила все противоречия: все религии были одинаково упразднены, все народности одинаково собирались в колхозы. 1920-30е годы дали бесценный этнографический материал, поскольку дальнейшая унификация «единого советского народа» уничтожила многие проявления национальной культуры, и только в конце XX века вновь началось возрождение национального самосознания алтайцев.
Полная серия заметок по истории Горного Алтая: "Неужто вам покой не по карману?", " Туулу Алтай", " Тропою Скифов"," Сеок Теле"," Тюркские руны"," Красноволосые кыргызы"," Сартымайская степь"," Сартакпай, "Люди с собачьей печенью"," Лесные народы"," Телеутская землица"," Амурсана"," Алтайская миссия"," Молочная вера"
По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима