Найти тему
Chessok

Как "сохранить" ребенка или теория привязанностей Дж.Боулби

В этой статье я отвечу на вопросы, как и почему ребенок привязывается к нам, а мы к нему.

С самого рождения у ребенка есть целый набор средств для взаимодействия с окружающим миром- улыбка, плачь, механическое цепляние и следование. С их помощью он будет стараться, в первую очередь, удержать важного для него человека. Но при этом важно понимать, что в первые годы ребенок будет подстраиваться под поведение родителей. Поэтому родителям очень важно правильно себя вести с ребенком. Так, Джон Боулби выделяет важный механизм детского «привязывания» к родителям(-лю). Он необходим для последовательного и гармоничного развития детей.

Боулби разделяет «привязывание» ребенка на несколько фаз:

1. От рождения до 2-3 месяцев

Изначально ребенок распознает только человеческий голос, однако спустя 5-6 недель после рождения он уже способен выделять человеческие лица и реагировать на них. При виде человеческого лица (либо его модели-прим ред.) он улыбается, тем самым вызывая реакцию у опекуна. Чаще всего взрослый «улыбается в ответ, разговаривает с ним, гладит и похлопывает его, и, возможно, берет его на руки». Также детям свойственны цеплятельные рефлексы, хватания и «обнимания», они выработались в результате того, что раньше ребенок мог спастись от опасности только удерживаясь за взрослого.

1 неделя
1 неделя

2. От 3 до 6 месяцев

В этот период ребенок уже способен распознавать знакомые лица, поэтому его действия становятся уже более адресными. Именно визуальный контакт определяет будущую привязанность ребенка. Поскольку память ребенка позволяет ему запомнить 2-3 человек, постарайтесь чтобы непосредственно родители проводили с ребенком максимальное время (Боулби пишет, что ребенок избирает в первую очередь одно приоритетное лицо, однако этот тезис серьезно критикуется-прим ред.). Пребывание с ребенком также привязывает к нему и родителей, поскольку именно в этом возрасте у него появляются новые реакции: воркование, лепетание, прекращение плача при знакомых лицах.

5 месяцев
5 месяцев

3. От 6 месяцев до 2 лет

В этот период механизм привязанности у ребенка еще сильнее активизируется, он требует постоянной близости, не перенося даже краткосрочной разлуки (например, когда родитель отходит в соседнюю комнату). Поскольку к 8 месяцам дети уже обычно умеют ползать, они начинают целенаправленно следовать за родителем. В этом возрасте, если родитель «внезапно» начнет удаляться, ребенок может начать координировать свои действия, чтобы двигаться за ним и сохранять контакт. При попадании в незнакомую обстановку, родитель является единственной «опорой» для изучения территории, поэтому важно сохранять визуальный контакт с ребенком, если он почувствует, что вы его потеряли или уходите, он легко может впасть в панику, поэтому важно дождаться пока он освоится. В год он уже начинает активно исследовать окружающий мир, и родитель, несмотря на всю свою привязанность, должен позволить ребенку делать это самостоятельно, однако при этом важно чтобы ребенок всегда мог вернуться к «опоре» при необходимости. С такой уверенностью ребенок будет более смелым и спокойным (хотя на данном периоде ребенок в любом случае будет периодически проверять присутствие родителя потому, что эта система слишком сильна, чтобы быть отключенной). Этот период является своеобразным переходом к «партнерским отношениям» с ребенком.

8 месяцев
8 месяцев

4. От 2-3 лет до начала подросткового периода

Именно в это время в характере и мировосприятии ребенка начинают происходить кардинальные изменения. В первую очередь, он перестает воспринимать окружающий мир эгоцентрически, то есть он начинает понимать, что у других людей есть собственные цели и интересы, родители не ограничиваются его интересами и потребностями. Благодаря этому он становится способен отпускать родителей, удовлетворяясь мыслительным контактом на какое-то время. Для того, чтобы такое поведение устанавливалось, его необходимо поощрять и разъяснять причину своего отсутствия. Также в этом возрасте окончательно срабатывает механизм импринтинга* и у ребенка складывается модель поведения «свой-чужой». Именно в этот период складывается окончательное отношение ребенка к родителям. В случае если на ранних этапах ребенок недополучил внимания со стороны родителей, может сложиться ненадежная привязанность, либо она может не возникнуть совсем. Ни в коем случае не допускайте разлуки с ребенком в первые годы его жизни.

             Будьте внимательны к своим детям, и они вырастут хорошими людьми!

Пришел к успеху;)
Пришел к успеху;)

*Импринтинг — это особая форма научения у животных (и людей-прим ред.), характерная для ранних периодов их жизни, посредством которой животные усваивают стимулы, инициирующие их социальные инстинкты, заключающаяся в запоминании признаков объектов, вызывающих определенные поведенческие реакции.

Библиография:

1. Боулби Дж.- «Привязанность.»

2. Боулби Дж.- «Создание и разрушение эмоциональных связей.»