Общее впечатление
Небольшая книга, которая очень браво начинается, обещая развенчать классическую модель homo economicus, - но достаточно быстро уходит в однообразные, чересчур подробные
и не очень занимательные примеры (в основном из экономики США), иллюстрирующие главную идею авторов.
Тезисно о содержании книги
1. Классическая модель экономики, с рациональным субъектом, до сих пор не только жива, но и преподносится как фундаментальная. Однако она создает феномен экономического фишинга. Манипуляторы-фишеры используют ловушки, чтобы увеличить наши расходы и разрушить рациональность нашего экономического выбора.
2. Рынок - феномен, основанный на генерации соблазнов. Вопреки прогнозам Кейнса, на фоне радикально увеличившихся доходов, мы не стали жить лучше - из-за радикально же возросших затрат, вызванных не только базовыми потребностями, но и "соблазнами".
3. В основе фишинга, как правило, лежит искусно созданный нарратив, который побеждает рациональный выбор. Авторы "рекламных" (в широком смысле) нарративов вписывают свои истории в историю потребителя, вживляют правильные истории правильной публике.
4. Появления фишинга глобальны и разнообразны. Примеры: предвыборные кампании, реклама потребительских товаров, фондовые рынки, кредитование и страхование, недвижимость и т.д.
5. Еще два важных примера с разными результатами - это табак и алкоголь. Табачные компании не смогли бороться с негативным, отрицающим их движением, несмотря на массовые и дорогостоящие попытки придумать адекватный ответ-нарратив на критику: репутация "крутости" перешла в репутацию "глупости". Но, увы, это по-прежнему удается алкогольным компаниям.
Выходные данные
GEORGE A. AKERLOF, ROBERT J. SHILLER
PHISHING FOR PHOOLS: THE ECONOMICS OF MANIPULATION AND DECEPTION
© Princeton University Press, 2015
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2017