Найти в Дзене

Постмодерн в СССР

Отставал ли СССР в процессе внедрения постмодерна в жизнь? Очевидно отставал. Однако были, были сферы советской культурной жизни, где мы смогли "догнать и перегнать" сами знаете кого. И сегодня я вам расскажу одну реальную историю, как мы перегнали по постмодерну загнивающий Запад.

Могу сказать вам, как профильный специалист, что существует несколько вариантов датировок "начала" постмодерна, однако общепринятой датой считается 1965 год. Вернее есть такое понятие, как "золотое десятилетие постмодерна" 1965-75 гг, но это уже детали.

Так вот, в СССР в 1965 году выходит культовая комедия "Операция Ы", которая сама по себе является лабораторным примером искусства переходного периода, однако это общеизвестный факт, а нас сегодня интересуют, так сказать, более "изысканные" детали.

Дело в том, что в  "Операции Ы" есть очень интересный момент, где прораб Пуговкин рассказывает "Верзиле" про  те области, где СССР уже догнал и перегнал Америку.   Как вы помните, речь идет о космосе и балете.  Вот эта цитата "И недаром все континенты рукоплещут труженикам нашего балета"!

Это очень показательная цитата, ибо именно в 1965 году два столпа советского балета  - Мессерер в Большом Театре и Моисеев в своем ансамбле народного танца поставили первые, в чистом виде, постмодернистические  мини-спектакли. Очевидно, что сценаристы "Операции Ы" не могли про это знать.  Это совпадение, которое больше, чем совпадение - это знак.

Кто был автором идеи - Мессерер или Моисеев - неизвестно, но скорее всего, это был некий "общий" проект, так как они были друзьями и соратниками. В любом случае, они обогнали даже Битлз, у которых первый постмодернистический альбом вышел только в 1967 году.

В чем, собственно, заключался "постмодерн" этого номера, который назывался, кстати, "Класс-концерт"? А все просто. В этом номере нет смысла, нет сюжета, нет костюмов, нет центральной идеи - нет танца, как такового. Класс-концерт - это репетиция!

То есть, на протяжении двадцати минут! нам показывают как артисты разминаются и репетируют разрозненные куски отдельных танцев и трюков. Что это за кусочек танца "репетируется" прямо сейчас понять практически невозможно, ибо костюмов нет, музыка специально "размазана" на некий общий мотив  и элементы различных танцев сменяют друг друга настолько быстро, что ты не успеваешь это "схватить. Ну только если ты не профессионал, конечно.

В итоге, это оказалось настолько прорывным шагом вперед, что цензоры из Минкульта просто не поняли, что за бомбу замедленного действия им подложили под соусом "новаторства".  Номер не просто утвердили, а еще и Ленинскую Премию Моисееву за него дали. И смех и грех.

На словах, однако, это все рассказывать - неблагодарное дело. Предлагаю вам самим на это посмотреть. 20 минут вы конечно не выдержите, а вот отрывок в  8 минут возможно осилите.