Найти тему
Роккульт

15 лучших альбомов 2017 года

Оглавление

Отобрали самые годные релизы прошлого года.

Rise Against – Wolves

-2

«Я всегда буду против», — именно это слышится между строк в восьмом полноформатнике бойцов-оппозиционеров Rise Against на протяжении всех 11 песен. Новый релиз команды выстреливает с первого же трека, сразу становится понятно: музыканты не стареют, и эта пластинка будет ничуть не хуже предыдущих. Тем временем война политических лидеров и общества продолжается: раньше был Буш, теперь Трамп. Но сказать ребятам «повзрослейте» не получится: что поделать, если мир катится к чертям, и молчать невозможно. Музыканты продолжают бороться за левые идеи и отстаивают права честных людей.

Пластинка Wolves получилась мощной и бодрой, в лучших традициях творчества Rise Against, с пропагандистскими, откровенно оппозиционными текстами (типа How Many Walls или Welcome to the Breakdown) и лиричными темами (House on Fire, Politics of Love).

Neil Young – Hitchhiker

-3

«Я хочу, чтоб получалось, как у Нила Янга — получается всё больше, как у группы Чайф», — спел однажды известный андеграундный исполнитель Василий К. Чтобы понять, в чём разница между группой Чайф и Нилом Янгом, можно послушать альбом Hitchhiker («Автостопщик»), который должен был выйти больше 40 лет назад, но в итоге явил себя миру только сейчас. В этих 10 песнях ничего лишнего — голос, гитара, иногда харп. Янг записал их в одиночку за одну ночь. Представители лейбла этих стараний не оценили, и альбом так и не вышел, но песни не пропали: почти все они зажили новой жизнью на более поздних релизах.

Не будем касаться текстов: в последнее время куда интереснее не то, о чём они, а то, как они написаны. Куда лучше получается оценить талант Янга-мелодиста. И ещё одно: даже если у тебя в руках всего лишь акустическая гитара, то играть на ней всё равно надо уметь, будь ты хоть рокер, хоть бард, хоть автостопщик. Что Нил Янг и делает. Честь ему и хвала.

Bjork – Utopia

-4

Создание Utopia Бьорк сравнила с «раем» и назвала лонгплей «направленным в будущее», а о работе над предыдущим Vulnicura сказала, что это был «ад… как развод». Новая пластинка действительно получилась светлой стороной одной и той же медали. После мрачного брейкап-альбома Бьорк перешла к изучению другого музыкального ландшафта. Utopia – это о переоткрытии любви в духовном смысле этого слова и поиске заглавной мечты, которая на самом деле вовсе и не ищется и находится, а создается лично каждым.

Утопия Бьорк близка к природе и безусловно женственна. Сильные аранжировки, эмоциональный вокал и рваные ритмы переплетаются с нежными флейтами и мечтательной арфой, создавая именно что сплошную музыкально-эмоциональную территорию вместо отдельных дорожек. Она все еще помнит боль, но она взлетает над ней и светится принятием и всеобъемлющей любовью, и поэтому Utopia – очередной триумф нашей любимой многогранной исландки.

Bob Dylan – Triplicate

-5

Нобелевский лауреат Боб Дилан, как известно, был удостоен этой награды за «создание новой поэтической выразительности в рамках американской песенной традиции». На своём новом альбоме музыкант отправляется к истокам этой самой традиции и переосмысливает народные американские песни. Причём делает это с размахом — материала хватило аж на 3 диска, каждый из которых имеет собственное название.

Рока здесь мало. Большая часть материала по своей сути куда ближе к эстраде 50-х годов в духе Фрэнка Синатры, которого мэтр в последнее время тоже очень любит. Время поэтических и музыкальных откровений давно прошло, теперь же пришла пора непринуждённого созерцания и лёгкой элегической грусти. «Погрустим» и мы.

Stone Sour – Hyrdrograd

-6

Самое примечательное в новом альбоме Stone Sour — его название. Как утверждал Кори Тейлор, он увидел это слово в польском аэропорту и почему-то решил, что оно русское. Хотя, как вы сами понимаете, такого слова у нас нет. Но получилось в результате очень интересно: слово «Петроград» мы при большом желании можем перевести как город камня. А «Гидроград» тогда — город воды, нечто ему противостоящее. Красота!

А релиз мне, тем не менее, очень понравился, причём от и до, за исключением пафосного и ненужного вступления. От него веет духом старой школы в диапазоне от классического металла до гранжа типа Alice in Chains. Интересно даже не то, как Кори Тейлор сочинил все эти риффы, мелодические ходы и т.п., а то, как заставил их звучать современно, актуально и (ещё один надоевший эпитет) вкусно. Ведь звучат же.

Blondie – Pollinator

-7

Громкий, энергичный и по-настоящему весенний альбом записали пионеры нью-вейва Blondie. Увы, заводная лёгкость (но не легковесность) нововолновых ритмов пластинки оттеняется изрядным однообразием материала. Сложно даже понять, как такое получилось, ведь над песнями трудилась целая масса именитых и разноплановых музыкантов, среди которых Джонни Марр, Сия Ферлер, Ник Валенси из The Strokes и многие другие. Сама Дебби Харри приложила руку к созданию всего лишь трёх треков с альбома. Тем не менее, к её самоотдаче и пению почти нет претензий, лишь изредка приходит чёткое осознание того, что годы-то идут, и мы слышим, скорее, этакую игру в молодость…

alt-J – Relaxer

-8

К alt-J с первых же песен приклеилось слово «quirky» (в хорошем смысле чудаковатый). Relaxer, несмотря на праздное название и очень скромный треклист (всего-то восемь песен – даже по меркам современного поста «ВКонтакте» и уровню концентрации внимания в XXI веке это маловато), демонстрирует, что расслабляться и сбавлять градус странности alt-J и не думают.

В In Cold Blood Джо Ньюман поет двоичным кодом, на обложке красуется мрачная отсылка к старой игре LSD: Dream Emulator для PlayStation – штучек для гиков у alt-J в избытке, но под внешним слоем интеллектуального антуража дела становятся еще интереснее. Глитч-фолк alt-J смело резвится на новых территориях. В Hit Me Like That Snare, например, явно проступает шершавый гаражный рок 60-х и особенно The Velvet Underground. Deadcrush – эдакий поп-индастриал с гелиевыми подпевками. Финальная Pleader – совершенно барочный десерт с величественным органом, струнным оркестром и хором.

А для тех, кому доказательств разнородности alt-J все еще мало, на пластинке есть кавер на House of the Rising Sun. Да-да, есть дом в Новом Орлеане, и эту многократно перепетую историю мы уже много раз слышали, но постойте – а тот ли это дом? В минималистичной версии alt-J с коэновской гитарой классика, пусть и со слегка измененным текстом, угадывается с трудом: настолько отрешенной и кинематографической трио сделало старинную американскую песню. Этим ребятам, кажется, дай хоть самый примитивный современный шлягер – и все равно будет странно и хорошо.

Robert Plant – Carry Fire

-9

Роберт Плант продолжает сплетать воедино рок и этническую музыку. Альбом Carry Fire — достойный пример подобного творчества. На новой пластинке, созданной будто бы специально для того, чтобы слушать её холодными осенними вечерами с кружкой горячего чая, закутавшись в плед, мы слышим и арабские мотивы, и причудливо-«колдовские» барабаны, и дуэт с вокалисткой The Pretenders Крисси Хайнд, и кое-где даже (о чудо!) вполне рок-н-ролльные гитарные партии. Плант в очередной раз доказал, что не боится меняться, не боится искать новый звук в себе и себя в новом звуке, а мы этому очень-очень рады.

IAMX – Unfall

-10

Завершив свою монументальную эру Metanoia, состоящую из двух альбомов, в которой единоличный лидер IAMX Крис Корнер очень откровенно и эмоционально поведал нам о своей депрессии, длительной бессоннице и творческом перерождении, он решил долго не отдыхать от студии, а снова взяться за работу. Новый «классический» вокальный альбом IAMX Крис готовится выпустить уже в грядущем январе, а до этого времени он удивил своих поклонников новостью, что в конце сентября мы увидим более дикую, экспериментальную и необузданную сторону проекта под названием Unfall.

Как говорит сам Крис, в Unfall он решил сделать саунддизайн центром альбома, тогда как раньше он только дополнял лирику и музыку, которая была довольно минималистичной. При этом задача у Корнера стояла непростая – без своего узнаваемого вокала и непростой лирики сделать альбом таким же визуальным и объёмным, как ранние релизы. Однако можно утверждать, что в большинстве своём он с этим справился.

Творческое стремление Криса сделать нечто кардинально новое и его способность создавать цельные альбомы, а не наборы песен, привели к тому, что Unfall получился, безусловно, монолитной, запоминающейся и не одноразовой работой. Альбом не является произвольным набором звуков, он ими «дышит».

Unfall – это интригующая ступень эволюции IAMX и Криса Корнера, эксперимент, который удался. Не всем поклонникам он может понравится, но Крис на то и артист, чтобы следовать своим путем и не соответствовать каждому. Уже скоро выйдет новый вокальный альбом проекта. И интересно, будет ли он иметь более стандартный для IAMX звук, или обретёт замороченные черты Unfall? Что ж, скоро узнаем.

The National – Sleep Well Beast

-11

Хорошее вино под этикеткой The National продолжает хорошеть и к седьмому альбому взрывается такой палитрой вкусов, распробовать которую вы вряд ли ожидали, но бессознательно надеялись. Слова песен Мэтт Бернингер писал со своей женой Кэрин Бессер, бывшим редактором The New Yorker, и семейная коллаборация обернулась – нет-нет, конечно, не сладостной идиллией – новой глубиной характерной темноты и свежим эмоциональным накалом с периодическими вспышками юмора.

Музыкально Sleep Well Beast – самый радикальный и очаровательно хаотичный альбом группы. В нем есть и шумная протопанковая Turtleneck, и слегка притворяющаяся песней Бьорк I’ll Still Destroy You, и сбежавшая из классического дайнера через туманный лес Dark Side of the Gym, и более традиционные для The National вещи. Но в каждом новом треке с новым поворотом. Именно этой пластинкой, пожалуй, реально попробовать переубедить самого упертого критика, для которого The National – это только про стабильность аранжировок и монотонность страданий.

In This Moment – Ritual

-12

Новый релиз In This Moment начинается и инструментального интро, и, хоть это и старый приемчик, но оно прекрасно задает нужный настрой. Качественный открывающий трек — уже половина успеха. Если он слушателю понравился, то и продолжать знакомство с новым материалом он будет с большей заинтересованностью.

In This Moment обещали добавить мрачности — они это сделали. Релиз оказался не слишком мажорным и взрывным, скорее маршевым либо — в некоторых песнях — лиричным. Радует, что отголосков раннего звучания (особенно в вокальном плане) все меньше, хотя фирменные вздохи Марии Бринк никуда не делись. Интересный эффект у этого альбома — после примерно пятого прослушивания начинает казаться, что все эти песни ты уже знаешь много лет (хоть и субъективная вещь, но, например, No Me Importa звучит очень-очень знакомо).

Хоть шедевров, цепляющих с первого же прослушивания, пока и не обнаружилось, этот релиз настолько близок к тому, что мы привыкли слышать у In This Moment, что он не вызывает обычного для «новья» неприятия. Однозначно лишь то, что альбом стоит высокой оценки и многократных прослушиваний.

LCD Soundsystem – American Dream

-13

Реюнионы обычно хороши только для банковского баланса музыкантов и для совсем уж расплавленных фанатов, готовых с распростертыми объятиями принимать любой бип. Старые добрые времена крайне неохотно перетаскиваются в настоящее, и особенно остр этот момент для тех групп, разговор о которых связан с золотым веком не только самого коллектива, но и чего-то более крупного. Как, например, в случае с LCD Soundsystem – со славными временами инди нулевых, одну из главных вершин которых представляла нью-йоркская команда Джеймса Мерфи.

Но American Dream виртуозно разметает в стороны скепсис и оказывается практически совершенным альбомом-возвращением. В нем слышно влияние Дэвида Боуи, Talking Heads, Suicide и Can, тексты, как и прежде, наблюдательны, остроумны и местами блестят горько-уморительными афоризмами про взросление, любовь, волнения и потери. И главное – он совершенно не похож на незваного стареющего гостя из ушедших времен, почивающего на лаврах и лишенного внятной идеи. LCD Soundsystem не пытаются звучать актуально и быть классиками – и именно поэтому это отлично им удается.

Steven Wilson – To the Bone

-14

Стивен Уилсон напугал многих своих поклонников, пообещав записать поп-альбом. Похоже, его понимание слова «поп» отличается от общепринятого. И это хорошо. По факту его музыка по-прежнему узнаваема. Да, песни стали немного проще, но музыка всё так же то погружает в меланхолию, то возносит к вершинам драмы, то пробирает до мозга костей, что и следует из названия альбома. Музыканты, работавшие со Стивеном, нам уже знакомы, и в первую очередь мы выделим израильскую певицу Нинетт Тайеб. Её вокал сложно назвать гениальным, но эти хриплые нотки отлично дополняют голос Уилсона, который некоторые диванные критики считают недостаточно мужественным.

Из песен выделю Refuge, где эта парочка сначала создаёт драматическое полотно высочайшего накала, а затем погружает нас в катарсис. Затем Detonation — очень разноплановый трек, который длится 9 с половиной минут и блюдет традиции true-прога. И напоследок, хохмы ради — Permanating, единственная вещь с альбома, которую можно назвать полноценной поп-песней. С соответствующим ритмом в стиле «тыц-тыц» и прочими вытекающими.

Liam Gallagher – As You Were

-15

Есть такие исполнители, которые вроде бы и талантливы, и пашут за семерых, но им всё равно чего-то не хватает. А именно — наглости, музыкальной и человеческой. Зато у Лиама Галлахера её хватит минимум на четверых.

Чтобы понять это, достаточно послушать первый сольный альбом этого вечного возмутителя спокойствия. Ох уж эти до боли знакомые нахальные интонации в голосе! Но больше всего нравится то, с какой агрессией он лупит по струнам в песнях типа Wall of Glass или Come Back to Me. Любой другой музыкант сыграл бы акустическое вступление совсем по-другому, аккуратно, спокойно, чтобы потом уже вдарить как следует. Но первобытная энергия младшего Галлахера рвётся на волю!

Лирики в альбоме тоже хватает. Возможно, даже с избытком. Из подобных песен, во многом вдохновлённых личными переживаниями музыканта, я отдам предпочтение композиции Paper Crown. В ней тоже есть надрыв, но скрытый. И от этого ещё более драматичный.

В целом же сольник Галлахера, как и творчество Oasis, да как и весь бритпоп, вырастает из славных традиций 60-х: битлы, роллинги, сами понимаете… Впрочем, Лиам этого и не скрывает — по альбому щедро рассыпаны цитаты из классиков. Можно даже сыграть в игру, кто больше найдёт.

Dan Auerbach – Waiting On A Song

-16

Сольный альбом Дэна Ауэрбаха, всего лишь второй в его успешной карьере, получился на удивление лёгким и летним. Лёгким — не в смысле легковесности, а по тому ощущению, которое он вызывает у слушателя. Вот только лето подкачало, и к нему сейчас гораздо больше подходят мелодии и ритмы в стиле дум-метал, чем такие светлые работы.

Ауэрбах известен как большой любитель ретро-саунда, и пластинка Waiting On A Song стала ярким тому подтверждением. Не доходя до прямого цитирования (хотя это ещё надо выяснить), участник The Black Keys на ассоциативном уровне заставляет вспомнить о творчестве The Beatles, The Kinks, сольных работах Джорджа Харрисона и прочих светлых моментах той великой музыкальной эпохи. И это прекрасно.

Послушать все альбомы можно в оригинальном материале на Роккульте

Роккульт повсюду:

Facebook

Vkontakte

Twitter

Telegram

Instagram

Flipboard