Любому посетителю книжных магазинов рано или поздно на глаза бросаются полки с книгами исторического и политического характера с громкими названиями: "Сталин, НКВД и народ", "Черносотенцы и революция", "Ленин. На грани возможного". Тысячи их. Чаще всего это книжки московского издательства "Алгоритм".
Отзывы на деятельность «Алгоритма» разные. Часть читающей публики называет его "черносотенным" издательством, указывая на книжки Вадима Кожинова или Валерия Шамбарова. Добавляют масла в огонь постоянные скандалы по части требований признать книжки "Алгоритма" экстремистскими. Были даже дела о признании издательства банкротом. Это уж не говоря об известной публикации "Медузы" "Книга есть, а автора нет". в котором рассказывается о книгах серии "Проект Путин". История там сводится к тому, что "Алгоритм" берет публикации без разрешения авторов, компонует из них книгу и печатает в России в надежде, что издания тиражом 2-3 тысячи экземпляров до запада не доберутся. В общем, нескучное издательство.
Стоит сразу определиться, что большинство книжек «Алгоритма» – редкостный треш. Но в этом и есть их очарование. Есть в них какой-то аромат подпольности, запрещенности, недоступности. Издательство умело манипулирует сознанием неискушенного читателя: играет яркими заголовками, ослепляет внезапным оформлением. Что же теперь, пройтись по поделкам «Алгоритма» катком? Вовсе нет. «Алгоритм» - очаровательная в своей трешевости и некой нелепости контора. До такой степени, что я даже скупил целый пак их книжек. Надо признать, что книжки у «Алгоритма» няшные.
Все книги издательства доступны по цене. При этом, они выходят в твердом переплете, но отпечатаны на не самой качественной бумаге. Никаких иллюстраций. Издания явно адресованы мужскому населению высшего технического образования, разочарованному в действительности. Чтение подобной литературы – всегда некий ретризм (уход от реальности).
"Алгоритму" свойственно переиздавать одну и ту же книгу по пять-шесть раз в разных сериях и... с разными названиями. Это выносит мозг напрочь.
Серий у "Алгоритма" очень-очень много. Но даже в этом пестром разнообразии есть настоящие легенды книгоиздательского мира. В первую очередь, это нашумевшая серия "Я предал Родину". Локомотив серии с усатым вождем на обложке – книжка эмигранта Абдурахмана Авторханова «Сталин. Путь к диктатуре». На самом деле такой работы у чеченского историка не было. «Алгоритм» поступил в своем неповторимом стиле, взяв вторую часть книги «Происхождение партократии» и издав ее по новой обложкой.
Авторханова российские издательства, знаете ли, как-то не жалуют. Очень уж они не в тренде современной российской политики. Вот в середине 90-ых от какого-нибудь издательства в Рязани или русско-эминрантского «Посева» - пожалуйста. Но не в 2014-ом. Книжка до сих пор за сущие копейки продается в «Озоне».
В этой же легендарной серии вышли воспоминания Бориса Бажанова и Александра Бармина. Видимо, там проблем с авторскими правами не было, поэтому издали их в полном виде.
Не менее интригующе для читателей выглядела пять лет назад книга Сергея Беликова «Антифа. Молодежный экстремизм в России» из не менее известной серии «Русский бунт». По мнению читателей «в теме», книга представляет собой слегка расширенный вариант кандидатской работы авторы - скучноватый канцелярский разбор явления, написанный казенным языком полицейских протоколов. Удовольствие на любителя. Журнал «Эксперт» даже сделал небольшую рецензию на эту работу, похвалив автора за разбор и отменив кичливое оформление – Колдолиза Райс с выпученными глазами держит флаг на фоне людей в масках и логотипа «Макдоналдс».
Еще один обязательный номер программы «Алгоритма» - опус магна историка-любителя Валерия Шамбарова «Белогвардейщина». Первый вариант книги увидел свет в 1993-1996 годах в газете «Вечерняя Рязань» и с тех пор переиздается «Алгоритмом» раз в пять лет. Цитатки из «Шамбаровщины», как ее называют прочитавшие, то и дело сквозят в телевизионных документалках. Вместе они – вещи одного порядка. Их задача – развлечь неисторика с претензиями на интеллектуальность. С этой задачей толстенная публицистическая работа ударившегося в православие технаря справляется на ура. При этом Шамбаров по сути сварганил компилянт из воспоминаний лидеров белого движения, не шибко усердствуя в плане источниковедения.
Как же не вспомнить знаковую книжку «Алгоритма» «Черносотенцы» Вадима Кожинова – еще один подарок из 90-ых. Литературный критик, шестидесятник Кожинов явно придерживался национально-патриотических позиций. Считается, что он оказал значительное влияние на развитие «Алгоритма» в первые годы его существования. Как и Шамбаров, Кожинов – историк-самоучка, далекий от копаний в архивах. Шутка ли, литературовед на полном серьезе говорил об особенном евроазиатском пути России и прочее, прочее, прочее.
Чтобы все было объективно, третьей книжкой «Алгоритма», представленной вашему вниманию будут воспоминания Егора Лигачева (один из партийных лидеров эпохи заката СССР) с заголовком «Кто предал СССР» - еще одна популярная у телевизионных документалистов книжка. Например, рассказ об транспортно-энергетическом кризисе в 1984-85 годах явно почерпнут оттуда. Лигачев прекрасен в своей непосредственности: последний коммунист склонен называть вещи своими именами.
Столетие революции «Алгоритм» отметил очередной книжной серией «Революция и мы», где вышли помимо прочего в очередной раз главный труд Кожинова – на этот раз под обложкой «Черносотенцы и революция», а также вполне себе недурственная книжка Владлена Логинова «Неизвестный Ленин», упакованная под грифом «Ленин в 1917 году. На грани возможного». Уже по этим двум изданиям видно, насколько пестрая издательская картина пишется «Алгоритмом».
И для совсем уж полноты картины представим вам еще один опус от «Алгоритм». В 2016 году издательство решило пополнить свою верную читательскую базу за счет любителей оккультизма и всяких там черных магов из соседнего подъезда. Издательство запустило целую серию «Мистицизм средневековья. Сакральные практики». Причем, если известное издательство «Ганга» клепает переводы Алистера Кроули, а гиганты вроде АСТ в 150-ый раз печатают Папюса, то «Алгоритм» как обычно все делает по-своему. На этот они издали Ностадамуса и сборник гримуаров, составленный Иваном Бенгальским, компилировавшим их для издательства «А.Г.Москвичев». И вот тут сразу и не поймешь, то ли «Алгоритм» в очередной раз взял уже готовую работу и тупо ее спиратил, или же наоборот заключил с автором контракт и тот составил для него какую-то особую версию. Во всяком случае, в предисловии прямо говорится о прошлых изданиях, выходивших у Москвичева.
Книги оккультной серии «Алгоритма» чутка подороже – стоят рублей 600-700. Отпечатаны они немного получше. Даже бумага более-менее качественная, страницы желтовато-коричневые с орнаментом под старину. Забавная вещица.
«Алгоритм» в нашем понимании – эдакая контора из 90-ых. Издает всякие вещи на грани фола, пробуждает интерес к своим книгам широких масс яркостью обложек и громкими названиями. У «Алгоритма», как этого не покажется странным, хорошая корректура. Художественный редактор Б.Протопопов обладает неплохим вкусом, шрифты подобраны читабельные. Тащемта, не такое уж из зло этот «Алгоритм».