Василий Лемутов, Thinkin'Asia
Китайский финтех - один самых динамично развивающихся в мире, поэтому важно понимать механизмы регулирования рынка. Перечисляем основные нормативно-правовые акты для пяти сфер/направлений финтеха и рассказываем, что важного произошло в 2017-м году и чего стоит ждать в следующем.
1. Онлайн-кредитование
Основной нормативно-правовой акт: "Указания по надзору за учетом и регистрацией организаций-посредников при кредитовании в Интернете"
2017 стал годом жесткого регулирования P2P-кредитования. Следующим шагом может стать введение общих правил для всей сферы онлайн-кредитования, поэтому всем организациям, выдающим кредиты онлайн, уже сейчас следует обратить внимание на процессы, происходящие в сфере P2P.
2. Блокчейн
Основной нормативно-правовой акт: "Программа создания национальной системы передачи технологий"
Будущее китайских блокчейн-проектов в 2018 году довольно противоречиво. С одной стороны, в этом году была официально признана важная роль блокчейна в стратегии технологического развития Китая, в том числе в развитии цепочек поставок.
С другой стороны, в связи с запретом деятельности криптовалютных бирж и ICO, финтех-применения блокчейна оказались во многом недоступны для китайских инвесторов. После чрезмерно жестких мер регуляторов ожидать каких-либо дальнейших ограничений в этой сфере не приходится.
3. Потребительское кредитование
Основной нормативно-правовой акт: "Правила организации небанковского кредитования"
В 2017 году регулированию подверглись микрокредиты и кредиты наличными. Запрещена совместная выдача кредитов финансовыми организациями и третьими сторонами и выдача организациями потребительских кредитов через P2P платформы.
К концу апреля следующего года все контролирующие органы должны подготовить отчеты о проделанной работе и внести предложения по вопросам будущего регулирования. По результатам ожидается дальнейшее ужесточение правил работы микрокредитных организаций.
4. Онлайн-платежи
Основной нормативно-правовой акт: "Информация о дальнейшей интенсификации работы по регулированию не лицензированных платежных операций"
По подсчетам 01caijing, в 2017 году были оштрафованы 68 платежных организаций, большинство из них - за нарушение правил проведения платежных операций.
Эксперты прогнозируют не менее жесткий надзор и в следующем году. Вместе с тем официальные заявления глав регулирующих органов свидетельствуют также и о стремлении государства поддержать рынок платежей, спрос на котором день ото дня растет.
5. Незаконный сбор средств
Основной нормативно-правовой акт: "Правила регулирования незаконного сбора средств (специальный сбор мнений)"
24 августа 2017 года начался сбор мнений по вопросу регулирования незаконного сбора средств. В результате были определены понятия незаконного сбора средств, участников подобных мероприятий и ущерба от их проведения.
Под незаконным сбором средств понимается, в том числе, организация криптовалютных бирж, а также деятельность различных финансовых организаций в интернете без соответствующей регистрации.
Это означает, что всем финтех-компаниям в 2018 году необходимо четко следить за всеми нововведениями в законодательстве, чтобы не попасть под обвинение в незаконном сборе средств.
В целом, ожидать каких-либо послаблений в регулировании финтеха в Китае в 2018 году не приходится. Остается лишь надеяться, что под контролем государства из отрасли уйдут все мошенники и итоговый эффект жестких мер регулирования все-таки будет положительным.