Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа. "Крыжовник"
Биография Чехова
В советское время было принято подчеркивать в его произведениях мрачный пессимизм и критику капитализма, кто-то любит его за тонкое чувство юмора, кто-то видит потрясающую радость бытия, любовь к жизни, воспевание её красоты, и одновременно подмечает трагизм, заложенный в самом факте жизни. Всё так. Все эти противоречивые качества в нем есть. Оттого что и путь самого Антона Павловича весьма сложен. Я попробую нарисовать вам портрет живого Чехова, а не того мудрого дедушки в пенсне, который замылил глаз в школьных учебниках.
Все мы родом из детства, ведь именно там закладывается сценарий развития личности. Родился Антон Павлович в большой семье не очень удачливого торговца, в лавке которого с малых лет пришлось работать, помогая отцу, из-за чего успеваемость в учебе сильно хромала. Известен факт, что Чехову дважды пришлось оставаться на второй год. Денег всегда было мало, а позже, когда отец разорился, Антон взвалил на себя груз ответственности за содержание семьи. Эти трудности, сколь бы печальными они ни казались, родили в юноше мотивацию зарабатывать самостоятельно, развили дисциплину, присущую ему во всём. Рано обретя финансовую независимость, освободив мозг от мыслей о хлебе насущном, Чехов получил свободу личности, что позволило смотреть на мир шире. Он путешествует по родовым местам, любуется природой, знакомится с людьми. Это чувство свободы зародило в нем философа.
Болевой точкой Антона Павловича была семья. Он не выносил безнравственности, бездарности и мещанской пошлости царящих в семьях простых обывателей. Религиозность, которая при соблюдении формы утратила смысл, взаимная критика и зависимость с перекладыванием ответственности, нищета и нечистоплотность, шум-гам многочисленных отпрысков... и конечно, грубость главы семейства с традиционными порками, которые были нормой для того времени, но не стали нормой для юноши. Вот как он описывает это:
«Во мне течет мужицкая кровь и меня не удивишь мужицкими добродетелями. Я с детства уверовал в прогресс и не мог не уверовать, так как разница между временем, когда меня драли и когда перестали драть, была страшная. Я любил умных людей, нервность, вежливость, остроумие, а к тому, что люди ковыряли мозоли и что их портянки издавали удушливый запах, я относился так же безразлично, как к тому, что барышни по утрам ходят в папильотках... Теперь во мне что-то протестует: расчетливость и справедливость говорят мне, что в электричестве и паре любви к человеку больше, чем в целомудрии и воздержании от мяса».
Именно наблюдения за отношениями родителей заставили его всю жизнь бессознательно стремиться к одиночеству. Тирания отца родила в нем желание ни при каких обстоятельствах не быть похожим на него, не совершить зла, не причинить боль. Пример тупой покорности матери, её нервозность не могли вызвать в нем уважение и восхищение женщиной, материнством. Во-многом это распространенная проблема и нашего с вами общества, оттого Чехов кажется весьма современным молодым людям, выбирающим путь одиночек. С котами, интернетом — только бы не так, как в детстве.
Жизнь Чехова
Однако, полученная свобода компенсировала детскую травму. Теперь он мог сам выбирать круг общения. Увлечение театром в пору обучения в гимназии показало ему существование совершенно иной стороны реальности: роскошные костюмы, изысканные дамы, поющие дивными голосами, утонченные манеры — вот где глаза Чехова впервые по-настоящему могли отдохнуть и просто наслаждаться! Восхищение антуражем явилось первым необходимым шагом для развития нравственного писателя.
По окончании гимназии Чехов выбирает профессию врача. По-началу, опять же, из соображений прибыли. Однако, как известно, сама профессия требует немалой усидчивости и аналитического склада ума. Здесь Антон Павлович имел возможность развить и реализовать свои качества. В то время как множились его знания по анатомии и химии, длиннее и глубже становились пьесы — Чехов набирал популярность. К себе и творчеству он был невероятно требователен, до педантизма. Настолько, что чуть не слег, нервно бродя по зимнему Петербургу до двух часов ночи после провала премьеры «Чайки» в Александинском театре. Ему казалось, что он отработал плохо, не качественно, потому зритель не смог понять смысла пьесы. Критика и лживость людям с передавленным состоянием как у Чехова, причиняет массу страданий.
Еще одним удивительным фактом, говорящим об очень развитых качествах Чехова, является поездка на о.Сахалин. В двадцатичетырехлетнем возрасте Чехов отправился провести перепись поселенцев-каторжников, населявших в ту пору остров. Более пяти тысяч опрошенных! Со многими он беседовал подолгу, не просто заполнял опросник. Он познавал человеческие души, а они плакали, потому что никто никогда раньше не интересовался ими. Затем он отправился в обратный путь через Гонконг и остров Цейлон, где мог наслаждаться красотой юга, экзотикой, иным жизненным укладом людей планеты Земля. Думаю, эта поездка (вся, не только жаркие страны) очень изменила его представления о прекрасном — он познал настоящее разнообразие, которого так алчет его глаза.
Сам Антон Павлович никогда не соглашался с мнением критиков о том, что ему самому, как и его творчеству, присущ мрачный пессимизм. Чехов был крайне жизнелюбив, однако, как и большинство обладателей развитого интеллекта, в сочетании с дисциплиной и педантичной, не проявлял эмоций. Многим он казался холодным занудой, попросту говоря. В то время, как сердце его было наполнено любовью.
Смерть Чехова
И, конечно, неизлечимая болезнь Антона Павловича. Подхватив в детстве туберкулез легких, «чахотку», как тогда его называли, Чехов вынужден был жить с постоянным присутствием «костлявой» за спиной. Эта близость смерти, её постоянное дыхание в затылок, заставили его ценить каждое мгновение жизни, использовать его по максимуму. Смерть научила его любить жизнь и отчаянно искать её смысл. Однако, по мнению Чехова, жизнь не укладывалась ни в какие схемы.
Абстрактный интеллект не был достаточно развит, как у большинства гениальных писателей, потому как для того, чтобы уметь выстраивать схемы, необходимо оперировать максимальными абстракциями. Чехов этого не умел (по математике у Чехова была тройка), потому и зашел в тупик, не найдя ответа на самый важный вопрос. Все, что остается в таком случае страдающему, — удовлетвориться усилением -
ощущения единства всего живого.