Неужели в наше время кто-то еще снимает на пленку? Ведь на дворе 2018 год и цифровые технологии должны были уничтожить аналоговую фотографию… Вполне ожидаемое развитие событий, однако по факту этого не произошло — также, как не ушли в прошлое бумажные книги, ламповая техника и виниловые проигрыватели. Более того, последние годы аналоговая фотография стремительно возвращается в жизнь современных фотографов.
Начиная с начала 2000-х мы только и слышали о том, как умирает пленка. Одна за одной закрывались некогда многочисленные минилабы, а производители день за днем объявляли о снятии с производства пленочных камер и самих пленок. В 2006 году Nikon выпустил последние сканеры (которые и по сей день остаются непревзойденными), примерно в то же время окончательно сгинули оптические печатные машины, уступив место цифровым. Сложно было даже представить, что аналоговая фотография способна еще просуществовать хоть какое-то время.
Однако прошло 10 лет и человечество затосковало по физическому материалу, все больше и больше возвращаясь мыслями и делом к аналоговым технологиям. Постепенно стали появляться новости о возрождении пленочных производств и выходе новых материалов. Поначалу эти новости выглядели как безумие отдельных энтузиастов (что недалеко от правды), но со временем к ним начали подключаться все более громкие бренды.
Возможно, все началось в 2008-ом, именно тогда, когда по законам эволюции все должно было закончиться. В это тяжелое для аналоговой фотографии время возникает компания Impossible, которая выкупает и восстановиает фабрику по производству кассет для Polaroid. Безумный, казалось бы проект, остается живым и активно развивается до сих пор.
Значительный рост интереса к моментальной фотографии также предвосхитила (а возможно, сформировала) компания Fujifilm, которая в 2010-ом году начала с новой силой развивать некогда популярное Instax-направление. На сегодняшний день их продукция завоевала львиную долю рынка моментальной фотографии во всем мире. Ходят слухи, что к 2017 году прибыль Fujifilm от моментальных кассет/камер чуть ле не превысила прибыль от продажи цифровых фотоаппаратов, но это, конечно лишь слухи.
Тем не менее продажи камер Fuji Instax неуклонно ростут, начиная с 2013 года. По итогам 2016 года компания продала более 5 млн. камер. Согласно исследованиям, которые провела Fujifilm и на которые ссылается журнал «European CEO», основные пользователи камер это представители молодого поколения — те, кто родился и вырос в эпоху цифровых технологий. В этом же источнике указывается, что согласно исследованиям компании Ilford 30% пользователей их фотопленки младше 35 лет, при этом 60% всех пользователей впервые начали снимать на плёнку в последние 5 лет.
Несколькими годами позже, в 2012-ом, в США энтузиасты создают компанию CineStill, которая занялась перепаковкой кинопленки Kodak для нужд фотографов. Стоит отметить, что производство киноматериалов Kodak не останавливал никогда, потому что это основной доход их аналогового подразделения, т.к. для кино пленку закупают километрами.
Создатели CineStill изобрели и запатентовали уникальную технологию удаления сажевого слоя с кинопленок. Это позволило им наладить масштабное пере-производство кинопленок, проявляемых по процессу C-41. В 2016 году CineStill внедрили новые технологии и выпустили среднеформатную кинопленку 120-го типа, которая наравне с узкоформатной 35 мм успешно продается во всем мире через налаженную сеть дистрибуции производимых ими товаров.
Тогда же, в 2012-ом группа других энтузиастов начала восстановление итальянской фабрики Ferrania по производству фотопленки. В 2015 году фабрика выпустила первые пробные партии ч/б фото и кинопленки, в 2016-ом пробные партии пленок Scotch Chrome и Solaris, а в феврале 2017-го объявила о выходе с конвееров первой партии новой ч/б фотопленки P30.
Для того, чтобы стартовать восстановительные работы, Ferrania объявили на Kickstarter’е сбор средств и вместо требуемой суммы $250,000 собрали $322,000.
Еще одна ласточка пропела летом 2013-го, когда компания Ilford впервые открыла лабораторию по проявке и аналоговой печати в Калифорнии. Даже во времена расцвета пленки Ilford ограничивали свою производственную деятельность исключительно Великобританией.
Но основной бум аналоговых технологий начался в 2015-ом, когда новости о возвращении пленочной фотографии стали сыпать как из рога изобилия.
Осенью 2015 года сеть британских драгсторов Boots объявила о старте продаж ч/б пленки Ilford в 450 своих точках.
Вспомним, что Boots позиционируют себя не просто как аптеки, но и магазины товаров самой первой необходимости. Кроме пленок Ilford во всех Boots’ах продаются 35-миллиметровые пленки Fujifilm и Lomography.
В 2015 году на экраны кинотеатров вышла ставшая уже легендарной «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино, даже титры для которой делались с помощью ножниц и бумаги. Этот фильм был снят на 65-миллиметровую пленку Kodak Vision 3, а прокатные копии напечатаны в форматах 35 мм и 70 мм. Для демонстрации своей ленты Тарантино восстановил более 50 среднеформатных кинотеатров в США. В России прокат плёночной копии шел в к/т «Октярь» в январе 2016-года и каждый сеанс неизменно набирал полный зал зрителей, желавших оценить качество фильмокопии в отличие от цифрового изображения.
Но Тарантино — не единственный режиссер, снимающий на пленку. В том же 2015-ом году на пленку были сняты многие другие ленты, включая «Звездные войны. Эпизод 7», «Мир юрского периода», «Миссия невыполнима», «Номер 44» (Child 44), «007: Спектр», «Ночной беглец», «Стив Джобс» и т.д.
Возможно, именно благодаря Тарантино и поддержке Голливуда 2015-й год стал переломным для компании Kodak, продажи которой выросли впервые за много лет.
Следующий, 2016-й год продолжил динамику, подарив миру такие пленочные фильмы, как «Отряд самоубийц», «Ла Ла Ленд», «Джейсон Борн», «Американский мёд», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Специальный полуночный выпуск», «Да здравствует Цезарь!», «Касл», «Джейн берет ружье», «Синг Стрит», «Патерсон» и многие-многие другие.
Казалось бы, причем здесь кино, если речь о фотографии? Дело в том, что производство фотопленок и кинопленок базируется на схожих технологиях и частично на одинаковом оборудовании, поэтому киноиндустрия в значительной степени поддерживает фотоиндустрию.
Любопытно, что на пленку снимаются не только полнометражные ленты, но и сериалы — например, «Во все тяжкие» начиная со 2-го и до последнего сезона в 2013-ом году.
Еще один интересный факт — в том же 2015 году феноменальный рост испытывает рынок виниловых проигрывателей и пластинок. Вот так выглядит график на середину 2016 года согласно данным Ассоциации потребительской электроники Consumer Technology Association :
В 2016-ом году на аналоговую фотографию вновь обратила внимание компания Leica, которая объявила о начале производства камер моментальной фотографии Leica Sofort, использующей в качестве расходных материалов кассеты Fuji Instax Mini.
Не обошли новости стороной и российское пленочное сообщество. В 2016 году один членов клуба «Дальномер» Денис Кораблев на производственных мощностях одного из заводов военной промышленности (на каком именно, он держит в строгом секрете) начал производство собственной ч/б фотопленки, известной среди любителей как «Тип Д». Он сам разработал эмульсию этой пленки и продолжает ее совершенствовать.
И вот наступает 2017-й, который за первые два месяца приносит сразу несколько свежих новостей из мира аналоговой фотографии.
5 января KODAK объявляет о восстанавлении производства легендарной позитивной фотопленки Kodak Ektachrome, которая была снята с производства в 2012 году. Причина, которая при этом называется — неуклонный рост продаж профессиональных фотопленок на протяжении последних нескольких лет, вызванный всплеском популярности аналоговой фотографии во всем мире. Kodak обещает появление этой пленки на прилавках магазинов в формате 35 mm и Super 8 (кино) уже в IV квартале 2017 года.
В январе 2017-го итальянская Film Ferrania доложились о выходе с конвеера первой альфа-партии P30.
А в середине февраля 2017-го французская компания Bergger выпускает свеже-изобретенную фотопленку Pancro400. Эта пленка стала их первой новой разработкой за последние 15 лет, и должна поступить в продажу уже в марте этого года. Обладая классической эмульсией, Pancro400 отличается выгодным расположением антиореольного слоя между подложкой и эмульсией со стороны эмульсии, что в значительной степени снижает переотражения в слоях фотопленки и повышает степень детализации изображения.
2017 год продолжал радовать любителей аналоговой фотографии позитивными новостями. Российская компания Silberra начала выпускать фотопленки под собственным брендом. Небольшая частная французская компания Washi выпустила новую пленку на рисовой бумаге Washi "V". Анонсирован выходновой камеры PONF, которая может снимать как на цифровой, так и на пленочный задник. На Кикстартере с успехом прошел сбор средств по запуску производства новой пленочной камеры Reflex. Японская компания Japan Camera Hunter выпустила новую фотопленку JCH StreetPan 400, причем сначала в 135, а затем в 120 формате. Через несколько месяцев JCH объявила об успешной продаже первых 10,000 роликов. Сразу после этого JCH объявили о том, что начали работу надо своей собственной пленочной камерой. Об удвоении своих производственных мощностей объявила немецкая компания ADOX. В декабре 2017 официальный Инстаграм Кодак начинает пестрить фотографиями с производства, где поливаются тестовые партии эмульсии Ektachrome. Обещают, что новая (на самом деле хорошо забытая старая) пленка появится в продаже уже весной 2018 года.
В 2017 году на пленку было снято как минимум 29 полнометражных фильмов, причем один из них («Дюнкерк») был снят на широкую пленку.
В копилку хороших новостей и фактов можно добавить скромную статистику продаж фотопленки в магазине пленочной лаборатории SREDA film lab, которая работает на российском рынке с осени 2015 года. Судя по графику, не все так гладко, как хотелось бы, тем не менее тенденция явно положительная.
Из общения с другими участниками рынка, что этот график отражает общую тенденцию, а не перераспределение внутри рынка. Другими словами, объемы продаж и проявки в других пленочных магазинах и лабораториях Москвы тоже растут.
Несмотря на бурное возрождение интереса к аналоговым технологиям во всем мире, конечно, пленочная фотография была и остается уделом узкого круга эстетов, арт-фотографов и прогрессивной молодежи. Однако, количество фотолюбителей, предпочитающих абсолютно непрактичные, но невероятно вдохновляющие процессы аналоговой магии, растет с каждым днем. Вполне возможно, пленочная фотография только начинает свое возрождение, и в ближайшие годы мы увидим нечто весьма неожиданное с точки зрения эволюции развития человечества. Поживем — увидим!
Я в интернете и соцсетях:
Сайт | ЖЖ | Инстаграм | Фейсбук | Телеграм | Дзен