Найти тему
ДВИЖ

Временные параллели

ДВИЖ №4 (декабрь 2017). Омск. Лидия Зверева

В наше время учителю приходится значительно труднее: они вынуждены противоборствовать айфонам.

фото Ольга Юракова
фото Ольга Юракова

Мы с вами люди передового века, нам нечего оглядываться назад, необходимо двигаться только вперед. Но давайте лишь на секунду представим, как жилось нашим бабушкам и дедушкам в Советское время. Каким они видели мир, каким представляли свое будущее и стремились к лучшему.

Моя бабушка поведала мне историю своего детства, своих школьных годов, когда в ее жизни только начиналась пора незабываемых лет. Школа имела для нее огромное значение. Бабуля рассказывает, в школе учили не только знаниям, но жизни. Чем же отличалось образование в те время, и какое оно сейчас?

Проводя параллель между двумя разными поколениями, я поняла для себя, что очень многое изменилось в системе образования, но важнее то, что кардинально поменялось отношение ребенка к школе, ученика к учителю. В чем же дело? Мы ведь все те же подростки, что были в наши годы бабушки и дедушки. Две руки, две ноги, одна страна на всех. Тогда, сейчас и я уверена в будущем будут более способные ребята, менее усидчивые. Тогда что?

Главное изменение пришло из вне. Технический прогресс обогатил нашу жизнь, сделал ее более комфортной, мобильной. Но именно технология, на мой взгляд, и стала причиной внутренней, даже в какой-то мере нравственной трансформации. Гаджеты, по моему мнению, и стали виновниками всех бед в наше время.

– Нас вот учили! А вас только программируют, - так не лестно отозвалась моя бабушка об обучении в целом. Эта фраза не вызвала во мне ничего, кроме раздражения, но рассказ бабушки полностью переменил мою позицию.

Самыми насыщенными и веселыми школьными годами моя бабуля считает среднюю школу. В эту пору она раскрыла в себе склонность к математике и к физике. Но не сама она поняла это, а ее любимый учитель совсем незаметно натолкнул к такому выводу.

– И что же это получается, один только твой учитель математики, Иван Иваныч, был хорошим учителем во всей школе?

– Конечно, нет! Иван Иванович пусть и отличался от других, но другие учителя тоже старались нас научить большему. Учитель всегда выходил за рамки образовательной программы. Учитель воспитывал нас. Пестовал в учениках личность.

Разумеется, я не могу согласиться, что советские учителя лучше современных. В наше время учителю приходится значительно труднее: они вынуждены противоборствовать смартфонам и айфонам – неразлучным спутникам современных ребят. В нынешнем столетии ребенок не видит ничего дальше своего телефона или планшета. Эмоции, чувства, переживая – все там. Это разрушает не только физическое самочувствие ребенка, но и его психику.

Позвольте, – может сказать сторонник либеральных взглядов, – но ведь в Советском Союзе не было свободы. Люди, особенно дети, находились в тумане пропаганды.

Верно, человеку дали свободу, которой не было раньше. Но как мы распорядились этой свободой? Теперь люди могут поступать как им угодно, выбирать, поэтому в человеке стало ясно прослеживаться его уникальность, которая отличает его от прочих.

Это привело к тому, что сейчас на каждом шагу попадаются недовольные люди. Ученики мечтают после школы или университета жить заграницей. Не будем проводить статистику, но ведь редко встретишь подростка, который не желал бы бросить свою страну просто, потому что она не создает идеальные условия для жизни в ней. Весьма, надо сказать, эгоистичное отношение к миру.

– Мы постоянно были заняты чем-то. Нас воспитывали в труде и постоянной деятельности. Мы всегда помогали людям, и дело не в том, что нас заставляли, а мы просто были довольны осознанием того, что в нас нуждаются, – говорила мне бабуля.

А мы готовы сегодня в ущерб своим интересам идти туда, где в нас нуждаются? А мы готовы сегодня отложить гаджеты и уделить свое время нашим учителям?