Найти тему
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Неизвестные подробности разработки ВАЗ-2110 из первых рук

Имя Владимира Ярцева известно каждому, кто интересовался историей советского и российского автопрома. В 1980 году, защитив диплом в Тольяттинском Политехническом Институте (ТПИ), Ярцев по распределению попал на ВАЗ, где практически сразу начал работу в только что организованном бюро перспективного проектирования при Центре стиля Управления главного конструктора. Другими словами, именно Ярцеву и еще одному выпускнику ТПУ — Александру Патрушеву — предстояла создавать облик перспективных автомобилей ВАЗ.

 Владимир Ярцев, Александр Костенков, Олег Семенов, Сергей Таранов, Андрей Митин, Андрей Рузанов, Никита Матюхин, Евгений Лобанов, Юрий Морозов, Владимир Шувалов.
Владимир Ярцев, Александр Костенков, Олег Семенов, Сергей Таранов, Андрей Митин, Андрей Рузанов, Никита Матюхин, Евгений Лобанов, Юрий Морозов, Владимир Шувалов.

В числе первых разработок были концептуальные однообъемники Х-1 и Х-2. Ничего подобного на ВАЗе никогда не рисовали.

 ВАЗ Х-1
ВАЗ Х-1

Талантливых дизайнеров заметили на высшем уровне, и в итоге именно Ярцеву, Патрушеву и Андрею Рузанову было поручено создание облика ВАЗ-2110 — знаменитой "десятки". Работа шла непросто — согласования с технологами, конструкторами и экономистами требовали упрощения, унификации, что, конечно же, не могло нравится дизайнерам — но они все равно упорно делали свое дело.

Дадим слово самому Владимиру Ярцеву:

"В январе 86-го был собран прототип нулевой серии "десятки". Сфотографировали, я собрал подписи у имевших отношение к этому событию и подарил Марку Васильевичу Демидовцеву (руководителю отдела дизайна автомобилей, т.е. как сказали бы сейчас — "шеф-дизайнеру", прим. ред.).

Эта сделанная Ярцевым фотография хорошо известна. Но мало кто знал, что написано на обороте снимка…
Эта сделанная Ярцевым фотография хорошо известна. Но мало кто знал, что написано на обороте снимка…

На мое удивление, он вернул мне фотографию с записью на обратной стороне.

Если прочитать все написанное буквально, то становится очевидно — на самом высшем уровне руководители ВАЗа прекрасно понимали, что делают не то, что могли бы сделать, а то, что от них требовало начальство. А именно автомобиль, устаревший уже к моменту появления на свет.

Ярцев продолжает: "О настоящем смысле написанного можно только предполагать. Единственное, что я могу сказать, что при разработке этого автомобиля мы руководствовались скудными возможностями нашей промышленности. Именно поэтому и была предпринята попытка в следующей серии сделать хоть что-то лучше, перспективнее. Но, к сожалению, практически все нововведения, предложенные нами в последней серии "десятки" так и остались только в прототипах и документации."

Какие это были нововведения? Владимир перечисляет: "Сферические боковые стекла для улучшения аэродинамики, один стеклоочиститель, увеличение базы и ширины, увеличенный размер дисков колес и тормозов, и так далее. Но промышленность была к этому не готова. Поэтому выбирали из того что было."

Выходит, ничего нельзя было сделать Иначе? Владимир Ярцев с этим не согласен. "Мнение, что тогда ничего нельзя было сделать — лукавство. Были интересные предложения даже со стороны высшего руководства завода, но они были слишком серьезными и долгосрочными, а это уже не устраивало более высокие инстанции."

В результате получилось то, что получилось — "десятку" запустили в серию лишь в 1995 году, а ее глубоко-рестайлинговый вариант выпускается и по сей день под названием Priora.

В завершение этого поста, покажу вам еще несколько занимательных фотографий из личного архива Владимира Ярцева.

Доработанный макет десятки в М 1:4 на фирме Porsche.

-6

А это уже окончательный макет М 1:1 в предбаннике аэродинамической трубы фирмы Porsche, 1987 год.

Макет автомобиля ВАЗ 2112 М 1:1,примерка 14" колес с дисками от RW.

-10

Рядом с VAZ 2108 RSI, разработанной в Бельгии на фирме Scaldia Volga с участием специалистов ВАЗа.

Вы наверняка спросите, чем же сейчас занят Владимир Ярцев? В начале девяностых годов он переехал в Европу, где основал студию Jartsev Design. Задача студии — индустриальный дизайном во всех областях, от игрушек и массажных ванн до автомобилей, электромобилей и тюнинга.

Владимир работает практически со всеми европейскими тюнинг-ателье (LARTE, Lorinser и т.д.), иногда клиентами выступают и российские компании.

Более подробно о нынешних проектах Владимира Ярцева я расскажу вам в одном из следующих постов.