Фраза "ввезти авто из Европы без растаможки" способна повергнуть в экстаз кого угодно. Ведь в ней сошлись воедино две главные мечты любого белоруса: возможность получить европейский продукт (тот самый, который имеет честную сервисную книжку, оптимальный режим эксплуатации, отменное качество сборки и "ничем не пахнущий, приятный на ощупь" пластик) и на законных основаниях избежать непосильных государственных поборов. Наша читательница Светлана согласилась рассказать, как ей удалось, казалось бы, невозможное: пригнать из Голландии Volkswagen Polo, не заплатив в бюджет ни копейки. Правда, в бочке меда не обошлось без ложки дегтя. Но это же Беларусь, верно?
Подготовительные мероприятия
- Весь процесс по ввозу моей машины в Беларусь без преувеличения можно назвать полномасштабной кампанией. И я свой рассказ начну с самого начала.
Ровно год назад состояние здоровья моего мужа-голландца, уже пять лет борющегося с онкологическим заболеванием, катастрофически ухудшилось. Понимая, что трагический финал совсем близко, он, будучи прикованным к кровати, спешил уладить все дела с документами и обеспечить мне спокойную жизнь после его ухода. Свое желание вернуться на родину к родственникам я озвучила ему еще несколько лет назад. Встал вопрос: как быть с автомобилем? Муж на тот момент владел Volvo C30 2007 года выпуска - красивой, мощной и очень удобной машиной. Ввоз ее по обычным правилам вылился бы в астрономические суммы по растаможке - более 11.000 евро. Но потом благодаря ABW.BY был найден выход.
Выяснилось, что физические лица освобождаются от уплаты таможенных платежей при ввозе для личного пользования имущества (включая один автомобиль и прицеп), полученного по наследству.
Ответ от Брестской таможни, подтверждающий такую возможность, мы получили еще в марте 2017 года.
Чтобы впоследствии я смогла получить нужные документы, муж внес изменения в завещание. Теперь в нем кроме общих фраз вроде "мебель" и "автомобиль" появились конкретные списки и уточняющие детали.
К тому моменту мы решили, что Volvo, а тем более 10-летний, - слишком дорогое для Беларуси в содержании и ремонте транспортное средство.
Поэтому муж приобрел VW Polo 2015 года с турбированным бензиновым двигателем 1,2 литра. Машина была выставочной в одном из салонов, поэтому с комплектацией у нее все хорошо: парктроники, подогрев сидений, электрорегулировка зеркал, круиз-контроль, сенсорный дисплей. Правда, нет климат-контроля, но это не принципиально. Стоил Polo 14.300 евро, но принятый в зачет за 5800 Volvo уменьшил итоговую сумму до 8500 евро.
В сентябре муж умер. Вскоре пришли документы из местной полиции о том, что я должна переоформить машину на свое имя. Затем я перевела завещание, а также заказанные заранее выписки из него (отдельно - касающиеся только автомобиля и другого движимого имущества) на русский язык, поставила апостиль и сделала копии всех документов. Решение этих вопросов обошлось не меньше 600 евро.
В ноябре мы написали еще одно письмо в Брестскую таможню. Спрашивали, какие конкретно документы понадобятся для ввоза автомобиля, полученного в наследство. Получили оперативный ответ. Так, на таможне мне предстояло представить следующие документы:
- Документ, удостоверяющий (подтверждающий) личность (например, паспорт гражданина Республики Беларусь).
- Документ, содержащий сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования, а также документ, подтверждающий право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством для личного пользования (например, свидетельство о регистрации, свидетельство о праве на наследство, выданное нотариальным или иным компетентным органом страны открытия наследства, при наличии легализации, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларуси).
- Документ, подтверждающий право на освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, а именно - документ, подтверждающий получение лицом, имеющим постоянное место жительства в Республике Беларусь, наследства за пределами таможенной территории Союза и содержащий перечень товаров, полученных в наследство, выданных нотариальными или иными компетентными органами страны открытия наследства.
"Стоит отметить, что в отношении автомобиля необходима возможность однозначной идентификации перемещаемого транспортного средства с представляемыми документами, то есть указание VIN-номера, марки, модели и года выпуска автомобиля в документах, выданных нотариальным или иным компетентным органом страны открытия наследства", - говорилось в ответе.
Дьявол - в деталях
Так как наступила зима, перед выездом на родину пришлось поменять резину. Снятая летняя была еще в отличном состоянии, но желающих ее купить в Голландии не нашлось.
Решили везти в Беларусь и летние шины. Опять же как? Без дисков б/у резину ввозить к нам нельзя, а если складировать в мой маленький автомобиль четыре колеса на дисках, то больше в него ничего из вещей не поместится.
Решение нашлось в виде крепления для багажа на крышу. Стоило оно чуть больше 100 евро.
- Почему вместе с машиной нельзя привезти и колеса от нее? - недоумевал старший сын моего мужа от первого брака. - Это же часть машины!
- Нельзя.
- А зачем обязательно диски?
- Потому что без дисков б/у резина - это вредные отходы, а на дисках - колеса.
- ???
Отдельно пришлось думать, как провезти колеса через границу: из-за дисков в сумме их масса превышает разрешенные "беспошлинные" 50 килограммов на человека. Поскольку гнать машину должен был родственник, в собственности которого по счастливому стечению обстоятельств есть машина с шинами такого же размера, договорились, что два из четырех колес будут подарены ему.
В путь!
Как видите, мы проработали каждую деталь, продумали каждую мелочь и на любой возможный вопрос запаслись подтверждающим документом. Даже дату выезда запланировали так, чтобы не застрять в немецких пробках или на польско-белорусской границе - 25 декабря.
Итак, шины надежно примотаны к багажнику на крыше, машина забита личными вещами, в салоне трое взрослых: рано утром в первый день Рождества мы двинулись в путь.
Первые километры по автобанам принесли нам две новости, как водится, плохую и хорошую. Хорошая заключалась в том, что Polo оказался маленькой ракетой - с полной загрузкой и "парусами" на крыше он запросто набирал и 120, и 140 километров в час, абсолютно никак не демонстрируя приложенные для этого усилия.
Плохой новостью стал расход топлива: иногда вместо положенных 6-7 литров на "сотню" он достигал 14. По моим предположениям "лишнее" топливо вылилось не меньше чем в 100 евро.
Зато ехали мы как по маслу: дороги пустые, машина быстрая.
Не заметили, как проскочили Германию, минули Варшаву. Как только закончился световой день, пришел конец и хорошим дорогам. "Встречка" слепила глаза, резвые поляки шли на обгон на узкой "двухполоске", деревни с ограничением скорости и пешеходными переходами переходили одна в другую. Мы решили искать место для ночлега. Вот тут-то и пришла расплата за все бонусы рождественской сказки на дорогах: все гостиницы, которыми так пестрит трасса на Тересполь, оказались закрытыми. В итоге по совету работников АЗС мы съехали с маршрута на пару километров в сторону и в маленьком городке Седльце в 100 км т границы нашли наконец-то ночлег. О горячем ужине речи уже не было.
Уникальный случай
Утром следующего дня мы были на границе. С польской стороны нашу одинокую машину встретил такой же одинокий сотрудник таможни.
Засомневался в достоверности техпаспорта на машину со срезанным уголком. Пришлось объяснять, что это делается для машин, снятых с учета и идущих на экспорт, - такой документ действителен две недели.
На белорусской таможне в плане въезжающих было так же пусто, но свободных сотрудников, готовых приступить к своим обязанностям, мы насчитали не меньше десяти. "С таким резервом внимания и свободного времени добра не жди", - подумали мы и загрустили. А сотрудник таможни погрустнел в ответ, когда узнал, на каких основаниях мы хотим ввезти машину. Он взял перевод выписки из завещания и ушел в офисное здание. Через полчаса вернулся, и я показала ему все распечатанные ответы Брестской таможни. Инспектор взял их и опять удалился. Потом он вернулся, извинился за задержку: "Вы знаете, это ведь уникальный случай, но все в прядке, только надо будет еще подождать". Мы не возражали. Заодно он попросил достать из багажника пару коробок, взвешивание которых показало, что перевеса по личным вещам не будет. Я и родственник заполнили декларации на колеса, для этого одно из них пришлось отвязать, снять и взвесить. В процессе инспектор с удивлением для себя узнал, что у меня есть белорусские "права". А потом состоялся такой диалог:
- А где ваш техпаспорт? - спросил сотрудник таможни.
- Вы его забрали.
- Нет, на другую машину.
- У меня нет другой машины.
В итоге я поняла, что никто не верит, что 60-летняя женщина, возвращающаяся домой после нескольких лет жизни за границей на машине, полученной по наследству, действительно сбирается сама ездить на этом авто, а не продать или отдать его в пользование своим детям. В моих действиях не было даже намека на желание нарушить закон или воспользоваться ситуацией, но ощущение, что придется что-то доказывать, грамотно лавировать между попытками подловить, как раз и заставило вооружиться знаниями и документами "до зубов".
Мы простояли в ПТО около четырех часов и еще раз убедились, что удачно выбрали дату: за все время за нами не стала ни одна машина. В открытый шлагбаум мы въезжали с чувством заслуженной победы.
Оставалось только заплатить утилизационный сбор.
- Ой, у меня, наверное, что-то неправильно. Мне показывает компьютер 495 рублей, - начала рассуждать вслух сотрудница "Белтаможсервиса", которой мы протянули в окошко документы.
- Все правильно, мы узнавали.
Рядом в банке оплатили сумму, получили квитанцию, расписались в документах "Белтаможсервиса".
Теперь - за бортовым устройством для оплаты дорог? А вот и нет! Оказалось, что ввезенные и растаможенные ТС имеют право бесплатно в течение 10 дней с момента получения таможенной декларации передвигаться по всем дорогам Беларуси. А ведь еще несколько лет назад такого не было, круто!
Ложка дегтя
Последний рубеж - постановка машины на учет в ГАИ. В Ждановичах на подачу документов перед нами оказалось 70 человек. До обеда не успели. Но это ерунда по сравнению с дальнейшими событиями!
- Так вам же никаких документов по утильсбору не дали! - повела плечом сотрудница МРЭО, принимая от нас стопку бумаг.
- Вот квитанция, вот еще…
- Так печати же нет, здесь ничего не оформлено! Вы должны были проследить!
- Я? Да откуда я вообще знаю, что мне должны были выдать?
Вот так: в единственном моменте, не изученном мной от и до, случился провал. В МРЭО нам предложили ехать опять в Брест. Но мы нашли в Минске организацию, сотрудники которой за два с половиной часа сумели найти подтверждение нашей уплаты утилизационного сбора (благо с 1 ноября это можно сделать через ЕРИП) и заново оформили все документы. Цена нашего незнания - 30 евро.
Итак, все трудности позади, "номера" получены, документы приведены в порядок. Не скажу, что я сильно "разжилась" за счет государства: да, сейчас таможенные пошлины на мою машину составляют около 6800 евро, но уже с июля 2018-го эта сумма упала бы до примерно 2000. Все равно еще несколько месяцев мне придется завершать дела в Голландии. Учитывая потраченные на услуги юристов и переводчиков деньги, выгода не такая уж и большая. А с летними шинами - и подавно.
Да и "осадочек" после утильсбора остался. Ну как так? Неужели помимо того, что в моих кровных интересах знать все нюансы отечественного законодательства, касающиеся моих прав (иначе за незнание можно очень дорого поплатиться), я обязана быть в курсе и обязанностей сотрудников, с которыми меня сводит бюрократическая судьба? Почему за чужие ошибки должна платить я? Зачем лишние документы, если факт оплаты можно отследить централизованно?
В общем, здравствуй, Родина.
Слушала и записывала Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
Фото автора
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber