Пикчер рассказывает, как создаются смешные картинки.
Мемы заполонили интернет, сегодня их смотрят все, про них знают все и даже создание мемов стало отдельной профессией. В этой статье мы попробуем разобраться, как устроена индустрия мемов в России.
В общем смысле мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов.
Сегодня, говоря слово мем, мы часто подразумеваем более узкое значение слова – просто смешную картинку в интернете.
Смешные картинки – очень популярный тип контента. Если ты сидишь в интернете, ты сталкиваешься с ними каждый день по множеству раз.
Большая часть картинок стихийно создается случайными пользователями. Но поскольку хороший контент дает трафик, а трафик дает деньги, появились люди, целенаправленно занятые производством смешных картинок.
Сформировалась новая профессия – пикчер. Пикчер – это человек который рисует мемы для тематического сообщества, либо подбирает подходящие картинки из существующих.
Мне тоже довелось поработать пикчером. Приходилось производить несколько картинок в день, которые должны быть смешными. Естественно, созданию мемов и чувству юмора нигде не учат, а системной информации по вопросам создания мемов нет. Поэтому мне пришлось двигаться интуитивно.
Приобретя некоторый опыт в создании мемов, мне бы хотелось систематизировать накопленную информацию и создать небольшое руководство по производству мемов.
Ретроспектива
Для того, что бы понять, как создаются мемы, нам нужно понять их историю.
В интернете я начал сидеть где-то в середине нулевых, еще до массового распространения социальных сетей. Первый тип смешной картинки, с которым мне довелось столкнуться – это демотиваторы.
Суть демотиватора проста – картинка вставляется в черную рамочку, а внизу добавляется «демотивирующая» подпись, которая должна добавить картинке новый, неожиданный смысл. В конце своего существования демотиваторы превратились просто в картинки с подписями.
Сегодня демотиваторы мало кому кажутся смешными, а визуальная составляющая вызывает отторжение. Но для своего времени это было достаточно актуально и злободневно.
Судьба демотиватора развивалась по классическому для мема сценарию. Ступени жизни мема можно выделить следующим образом:
1. Рождение
2. Рассвет
3. Вариативность
4. Скатывание в говно
5. Забвение.
Мем рождается, попадает в интернет и становится медиавирусом. После того, как все посмеялись с оригинала, начинают появляется вариации. В случае с демотиватором – это так называемые «мотиваторы» и двойные демотиваторы. Затем происходит скатывание – сотни подражателей пытаются создать мем такой же смешной как оригинал, но получается только говно. В этот момент мем окончательно скатился и всем надоел. Затем приходит забвение – мем просто забывают.
Адвайсы
Следующим витком развития смешных картинок стали адвайсы.
Тон задала картинка «advice dog», милая собака советчица, которая предлагала воровать и убивать. Мем быстро перешел в стадию вариативности – появилась куча персонажей, каждый со своими особенностями. Пингвин социопат, филосораптор, жаба холостяк и другие.
Давайте попробуем разобраться с этим типом мемов поподробнее, и понять, почему они были смешными.
1. Знакомая ситуация
Первое, на что обращает внимание человек - картинка эдвайса, шаблон, который сразу дает нам понять, о каком типе ситуации пойдет речь.
2. Погружение (Или зачин)
Следующим этапом мы читаем надпись вверху, которая выступает в роли зачина. Она погружает нас в ситуацию.
3. Развязка
Затем мы читаем нижнюю фразу. Она выступает в роли развязки, неожиданной для нас. Из за этого картинка кажется нам смешной.
Этот базовый юмористический принцип на котором строятся многие анекдоты. Изначально анекдот это короткая фольклорная история с неожиданной развязкой. Можно говорить о том, что в таком типе мема используется анекдотический принцип.
Это лишь один из приемов, используемый в юморе и мемах, однако если вы попробуете проанлизировать современные мемы, вы поймете, что многие из них строятся на этом принципе.
Паралельно с эдвайсами появляется еще один тип мемов – мемы категории trollface.
Эту категорию можно разделить на два подтипа
-Рекации
-FFUU комиксы.
Помимо тролфейса, появилось множество других персонажей, соответсвующих различным ситуациям: forever alone, fuck yeah и.т.д
Все эти картинки стали использоваться в переписках и комментариях в качестве реакций на какие то события. Получились своеобразные новые смайлики.
Естественно, человеческому общению быстро стало тесно в небольшом количестве персонажей, и соотвественно, небольшом количестве реакций. Поэтму реакции быстро трансформировались – они стали представляться кадрами из фильмов и сериалов, с соответсвующими реакциями актеров.
FFUU-комиксы представляли собой по сути более сложный формат анекдотического принципа. Важным моментом здесь было то, что финал, оказывался как раз заранее известным, а интерес и юмор несла в себе ситуация которая привела к этому финалу.
Сложные мемы.
Сложные мемы строятся они на тех же юмористических принципах. Из-за их многообразия сложно выделить строгую классификацию.
6-7 лет назад во время формирования мемной культуры, я учился в 10 классе. Мне пришла в голову идея создать свой паблик и делать мемы.
Тогда были популярны «пацанские цитатники» с «правильными мыслями». Кто то придумал делать на них пародии – где пацанским цитатам добавлялся совершенно другой смысл, с помощью изображений.
Здесь можно выделить еще один прием, который мы уже встречали раньше – «демотивация» или в более широком смысле «контраст». Контраст текста и изображения, либо контраст частей изображения, которые дополняя друг друга рождают новый, смешной смысл.
Меня тогда очень забавляло то, что куча мужских цитатников используют актера Джейсона Стетема в качестве идеала мужественности, и подставляют его фотки ко всем «мужским мыслям». Я решил начать шутить на этот счет, и создал паблик «Мысли Стетхема» (Тогда как раз были популярны различные паблики в стиле Мыслей Кого-либо)
Первая картинка которую я сделал:
Картинка зашла по тем временам неплохо, и в итоге набрала несколько сотен лайков. Здесь используется такой юмористический прием, который я бы назвал «Злободневность». Говоришь в ироничной манере о том, что многих бесит.
По тем временам я делал относительно смешные мемы, многие из которых правда не сохранились.
Стетем как персонаж мемов успешно дожил до наших дней. Я думаю, что я первый, кто начал использовать его образ, ну либо один из первых. И в значительной степени поспособствовал его мемефикаци.
Новогодний мем в конце 2017:
Мем созданный мной 6-7 лет назад:
Можно видеть, что несмотря на огромный для интернета срок, суть мема практически не поменялась
Стетем + абсурдная фраза.
Здесь выделяется еще один прием – абсурд.
Рецепт прост – совмещаем несовместимое, создаем что то настолько нелепое и абсурдное, что от этого становится смешно.
Еще один прием, схожий с абсурдом – гротеск или гиперболизация.
На этом приеме построился целый тип мемов, условно можно его назвать вторая волна ffffuuu-комиксов.
Под конец своего существования, ффуу-комиксы скатились в полное говно, с абсолютно нелепыми ситуациям. А поскольку рисовали их часто школьники, то там была еще и куча грамматических ошибок. Берем это, усиливаем в несколько раз, доводя до абсурда – и вуаля, получаем новый мем. Иногда к куче ошибок и тупому сюжету добавлялась еще и нарочно ужасная рисовка.
Подвиды современных мемов
Не смторя на то, что современные мемы однозначно классифицировать сложно, несколько базовых шаблонов выделить можно. Некоторые из них являются еще и приемами создания мемов.
1. Противопоставление.
Самый простой пример: Х- курильщика и Х-здорового человека. Сравниваются две любые вещи, при этом одна из них правильная и кошерная, а другая совершенно не правильная. За счет противопоставления, и совмещения не очень совместимых вещей получается юмор. Вариантов у этого мема множество.
2. Степени сравнинения
Сюда попадают мемы по типу «супермозг». Здесь предластавляется несколько степений какого то явления. Используется прием - доведение до абсурда
3. Фотожабы
Набирающие популярность фотожабы представляют собой самые интересные варианты смешных картинок, используются различные юмористические приемы.
4. Новые комиксы
Принцип – точно такой же как у ффу-комиксов, только другая, лучшая прорисовка, и больше ассортимент ситуаций.
5. Абстрактные мемы
Классические приемы создания мемов – контраст и доведение до абсурда. В сущности, мемом может быть уже что угодно.
В завершении мне был хотелось попытаться вывести некую формулу, или правило, следуя которому можно создать смешной мем.
Ассоциация с ситуацией – выбор вида мема – выбор юмористического приема – создание.
Что бы создавть смешные мемы необходимо иметь насмотренность. В определенной ситуации у вас возникает ассоциация этой ситуации с каким-либо мемом. Затем вы выбирает актуальный вид мема, подходящий под эту ситуацию. Исходя из вида мема у вас появляется выбор из нескольких юмористических приемов. Понимая как они работают, вы строите шутку. Мем создан.
Если статья была вам полезна - можете подогреть автора переводом.