Найти в Дзене
starcom68

Веерное паровозное депо станции Чусовская

Первоначально мы не планировали осмотр депо. Но как пираты перед набегом, взобравшись на господствующую высоту и осматривая, лежащий у ног город, подметили наличие этого интересного здания, имеющего в плане форму сектора. Зная патологическую склонность РЖД к разрушению старых вокзалов, депо и прочих архитектурных объектов железнодорожной инфраструктуры, мы решили попытаться осмотреть это сооружение и по возможности отснять. Вдруг завтра его уже не будет...

Мы - это участники первой международной экспедиции "Индустриальное наследие Урала" Музея изобретателя электросварки Н.Г.Славянова.

Припарковавшись у гостеприимно распахнутых ворот делаем несколько кадров общего вида здания веерного депо с тыльного фасада и отправляемся на территорию.

Локомотивное депо строилось в ходе строительства Уральской Горнозаводской железной дороги. С пуском в эксплуатацию станции Чусовская 27 октября 1878 года введено в эксплуатацию и паровозное депо Чусовская. В августе 1933 года начал действовать первый на Урале электрифицированный участок Чусовская - Кизел протяженностью 104 км. По нему ежедневно начали курсировать два-три поезда с весовой нормой 700-800 тонн. Тогда это был один из крупнейших по протяженности электрифицированный участок железной дороги в нашей стране, на котором началось регулярное движение. Для обеспечения его эксплуатации на месте старого паровозного депо строится здание электродепо, которое действовало до 2002 года. Новое паровозное депо веерного типа было построено поблизости, в чётной горловине станции. В настоящее время там размещается тепловозное депо и цех по ремонту колесных пар. В 2002 году Эксплуатационное локомотивное депо ТЧЭ-10 (Чусовой) было ликвидировано как структурная единица дороги и переквалифицировано в оборотное депо от локомотивного депо ТЧ-17 Пермь-Сортировочная. Парк локомотивов, который насчитывал более 200 единиц, был передан туда же. В электровозном депо полностью был прекращен ремонт электровозов, закрыты такие цеха, как цех подъемочного ремонта электровозов, цех периодического ремонта электровозов, в очень малом объеме производился ремонт тяговых двигателей.
-2
 Пародоксально, но исторически именно Чусовское депо в свое время послужило кадровым резервом для создания депо на станции Пермь II.  В октябре 2005 года все вернулось на круги своя. Депо Чусовская возвращён статус основного, также в состав депо включён и тепловозный цех Пермь-II. Как ситуация обстоит на сегодняшний день у меня информации нет.
Пародоксально, но исторически именно Чусовское депо в свое время послужило кадровым резервом для создания депо на станции Пермь II. В октябре 2005 года все вернулось на круги своя. Депо Чусовская возвращён статус основного, также в состав депо включён и тепловозный цех Пермь-II. Как ситуация обстоит на сегодняшний день у меня информации нет.
Видите здание с двумя рядами окон и округлым фасадом? Это и есть основной корпус веерного депо. Почему веерного? Так традиционно сложилось. Первоначально на станциях устраивались круглые паровозные сараи с поворотным кругом внутри. Паровозы по единственному пути заезжали в сарай и становились на круге, который поворачивался (сначала вручную, а затем с помощью механизмов) в нужном направлении и паровоз отправлялся в стойло. Но такие паровозные сараи имели ряд недостатков. К проблемам с вентиляцией добавлялась проблема покрытия такого огромного пространства крышей. В более поздний период стали делать депо в форме веера, а поворотный круг располагать перед ним. Еще позднее, в послевоенный период от строительства веерных депо отказались в пользу простых прямоугольных зданий, через которые проходят железнодорожные пути.
Видите здание с двумя рядами окон и округлым фасадом? Это и есть основной корпус веерного депо. Почему веерного? Так традиционно сложилось. Первоначально на станциях устраивались круглые паровозные сараи с поворотным кругом внутри. Паровозы по единственному пути заезжали в сарай и становились на круге, который поворачивался (сначала вручную, а затем с помощью механизмов) в нужном направлении и паровоз отправлялся в стойло. Но такие паровозные сараи имели ряд недостатков. К проблемам с вентиляцией добавлялась проблема покрытия такого огромного пространства крышей. В более поздний период стали делать депо в форме веера, а поворотный круг располагать перед ним. Еще позднее, в послевоенный период от строительства веерных депо отказались в пользу простых прямоугольных зданий, через которые проходят железнодорожные пути.
Проходим на территорию депо, оставляя наше здание справа. Нашему взору открывается неплохая "коллекция" тепловозов. Если я не ошибаюсь, то, расположенные перед нами связки колес, есть не что иное как бандажи колесных пар тепловозов
Проходим на территорию депо, оставляя наше здание справа. Нашему взору открывается неплохая "коллекция" тепловозов. Если я не ошибаюсь, то, расположенные перед нами связки колес, есть не что иное как бандажи колесных пар тепловозов
А вот и наше депо с поворотным кругом перед ним
А вот и наше депо с поворотным кругом перед ним
Круг в полностью работоспособном состоянии, что не так часто встретишь. Начинаем снимать
Круг в полностью работоспособном состоянии, что не так часто встретишь. Начинаем снимать
Понятно как он работает?
Понятно как он работает?
Конечно, сейчас количество ворот во внутрь депо сокращено и их проемы заложены, но когда-то в каждом стойле отдыхало по паровозу, а потом уже и тепловозу
Конечно, сейчас количество ворот во внутрь депо сокращено и их проемы заложены, но когда-то в каждом стойле отдыхало по паровозу, а потом уже и тепловозу
В заглублении, в котором вращается поворотный круг виден рельс, выполняющий роль погона при повороте
В заглублении, в котором вращается поворотный круг виден рельс, выполняющий роль погона при повороте
Вид немного с другого ракурса
Вид немного с другого ракурса
Проходим по поворотному кругу и делаем несколько кадров ворот веерного депо, сложенных перед ним колесных пар и очередных "связок колец". На переднем плане хорошо видно место стыка поворотного круга и железнодорожных путей в депо
Проходим по поворотному кругу и делаем несколько кадров ворот веерного депо, сложенных перед ним колесных пар и очередных "связок колец". На переднем плане хорошо видно место стыка поворотного круга и железнодорожных путей в депо
Еще одно место стыка
Еще одно место стыка
Общий вид на поворотный круг и железнодорожное хозяйство от здания веерного депо. Для этого кадра я забрался на какую-то цистерну. Не зря - красиво получилось
Общий вид на поворотный круг и железнодорожное хозяйство от здания веерного депо. Для этого кадра я забрался на какую-то цистерну. Не зря - красиво получилось
Поворотный круг со стороны веерного депо. Слева видна кабинка управления кругом
Поворотный круг со стороны веерного депо. Слева видна кабинка управления кругом

А теперь пройдем в депо, а точнее в цех ремонта колесных пар. Тут мое привычное представление о мире потерпело крах. Я всегда думал, что колесные пары просты как два рубля одной бумажкой и изготовляются из трех кусков металла: два колеса и ось. Все оказалось на много сложнее. Если вагонные колесные пары примерно так и делаются, то колесные пары локомотивов имеют несколько иную конструкцию. Но обо всем по порядку.

Колёсные пары относятся к ходовым частям и являются одним из ответственных элементов подвижного состава. Они предназначены для направления движения состава по рельсовому пути, восприятия всех нагрузок, передающихся от вагона на рельсы при их вращении и обеспечения реализации силы тяги локомотива. Для этого колёсная пара локомотивов (кроме паровоза) имеет зубчатое колесо, через которое передаётся крутящий момент от тягового электродвигателя или гидропередачи.

Знаете как поворачивает поезд? Ведь у него нет руля и системы поворота колес. Вписывание в кривые больших радиусов (порядка 500 м и более) осуществляется за счёт разности диаметров колёс по окружностям катания, возникающей при смещении колёсной пары поперёк пути. Эта разность обусловлена тем, что поверхность катания колёс (профиль колеса) — не цилиндрическая как принято считать, а коническая: радиус обода колеса с внешней стороны меньше, чем с внутренней. Например: при входе поезда в левый поворот колесная пара смещается (накатывается на колею) вправо, следовательно уменьшается радиус катания левого колеса, а правого — увеличивается. Отсюда правое колесо как бы обгоняет левое....

Обратите внимание на фотографию. На рельсах стоят колесные пары в сборе. Справа колесная пара со снятыми бандажами. У левого обреза кадра, если я правильно понял, механизм для снятия бандажей. На дальнем плане стопкой лежат бандажи.
Обратите внимание на фотографию. На рельсах стоят колесные пары в сборе. Справа колесная пара со снятыми бандажами. У левого обреза кадра, если я правильно понял, механизм для снятия бандажей. На дальнем плане стопкой лежат бандажи.
На фотографии видно зубчатое колесо на которое передается крутящий момент от двигателя.
На фотографии видно зубчатое колесо на которое передается крутящий момент от двигателя.
Общий вид цеха с разобранными колесными парами, снятыми бандажами и зубчатыми колесами. Если я правильно догадался, то на дальнем плане расположен станок для обточки колесных пар
Общий вид цеха с разобранными колесными парами, снятыми бандажами и зубчатыми колесами. Если я правильно догадался, то на дальнем плане расположен станок для обточки колесных пар
Выходим из депо и осматриваем стоящий на путях тепловоз ТЭМ2 № 1097.
Выходим из депо и осматриваем стоящий на путях тепловоз ТЭМ2 № 1097.
 Покидаем предприятие тем же путем, что и пришли и отправляемся к Дому культуры железнодорожников
Покидаем предприятие тем же путем, что и пришли и отправляемся к Дому культуры железнодорожников
Припарковавшись на обочине еще раз бросаем взгляд на депо
Припарковавшись на обочине еще раз бросаем взгляд на депо
И осматриваем фасад Дома культуры железнодорожников, на тот момент пустующее.
И осматриваем фасад Дома культуры железнодорожников, на тот момент пустующее.
Помню, что я еще сетовал, что такое здание пропадает, а Чусовской музей ютится в цокольном этаже жилого дома. В прошлом году до меня донеслась благая весть, что планируется переезд музея именно в это здание. Бывает в жизни счастье. Надеюсь в скором времени посетить этот музей на новом месте.
Помню, что я еще сетовал, что такое здание пропадает, а Чусовской музей ютится в цокольном этаже жилого дома. В прошлом году до меня донеслась благая весть, что планируется переезд музея именно в это здание. Бывает в жизни счастье. Надеюсь в скором времени посетить этот музей на новом месте.

Полная версия репортажа в моем блоге starcom68. Там можно узнать об устройстве колесных пар, их ремонте и тепловозе ТЭМ2

#Пермский край #Чусовой #Железная дорога