Бывает так, что производитель вдруг решает выпустить на рынок что-нибудь эдакое - и ставит на семейный автомобиль или директорский седан очень мощный мотор от суперкара. Так появляются легенды! О некоторых из них поговорим сегодня.
Renault 5 Turbo
Это сейчас турбомотором под капотом малолитражки никого не удивишь. Но Renault 5 Turbo выпускали в конце 1970-х - начале 1980-х. Да и двигатель у него располагался позади передних сидений. Да-да, этот "заряженный" хэтчбек имел центральномоторную компоновку с приводом на задние колеса!
Автомобиль обращал на себя внимание уже одним только внешним видом: расширенный кузов с развитыми аэродинамическими элементами имел мало общего со стандартной "пятеркой". А за спиной водителя и пассажира ревел моторчик объемом всего 1,4 л. За счет наддува он развивал 160 л.с. и 221 Нм максимального крутящего момента, а с учетом малой массы автомобиля этого было достаточно, чтобы разогнать его с места до 100 км/ч за 6,6 секунды и обеспечить "максималку" 200 км/ч.
Здесь стоит пояснить, зачем вообще появился этот "монстр". Как и многие другие легенды тех лет, гражданская версия Renault 5 Turbo была создана для омологации гоночного автомобиля, принимавшего участие в мировом раллийном чемпионате WRC. Было выпущено всего 400 экземпляров первой серии. Вторая серия была ближе к обычным машинам, поэтому оказалась дешевле и разошлась тиражом чуть более 3000 экземпляров.
Opel Lotus Omega
Чтобы построить один из самых быстрых серийных седанов своего времени, вовсе не обязательно заключать сделку с дьяволом. Вполне подойдет и Lotus! По всей видимости, так полагали в GM, когда решили создать суперседан Opel Lotus Omega. И не прогадали!
За основу специалисты Lotus взяли стандартный 6-цилиндровый 3,0-литровый 24-клапанный двигатель от Omega, увеличили его объем до 3,6 л, оснастили двумя турбинами Garrett T25 и оригинальным интеркулером. Итог - 382 л.с. и 419 Нм, которые обеспечивали разгон с места до 100 км/ч за 5,3 секунды и максимальную скорость 280 км/ч. По тем временам весьма достойный результат!
Мотор работал в паре с 6-ступенчатой коробкой ZF (такую же ставили на Chevrolet Corvette ZR1), был применен усиленный дифференциал Holden с 45-процентной LSD-блокировкой. Реализовать потенциал мотора и трансмиссии должны были доработанная подвеска и разноширокие колеса со специально разработанными компанией Good Year шинами (235/45 ZR17 спереди и 265/40 ZR17 сзади). За два года (1990-1992) было продано всего 950 авто, так что каждый доживший до наших дней экземпляр - это фактически коллекционное авто.
Mercedes W124 500E/Е500
А у Mercedes был свой рецепт создания очень быстрого седана. Речь, конечно же, о модели 500E (W124). Внешне она мало чем отличалась от более скромных сородичей: скрытую мощь выдавали разве что расширенные колесные арки да низкопрофильные шины на 16-дюймовых дисках, в которых скрывались большие тормоза от модели 500SL/600 SL. Заглянув в салон, можно было обнаружить, что этот Mercedes исключительно четырехместный, зато каждый пассажир получил "охватывающее" спортивное кресло. Но самое интересное, конечно же, скрывалось под капотом!
В моторном отсеке разместили 5,0-литровый V8, развивающий 326 л.с. и 480 Нм. Эти бы характеристики реализовать через 6-ступенчатую "механику", но модели по статусу был положен "автомат", посему разгон с места до 100 км/ч - за 5,5 секунды, максимальная скорость - 260 км/ч. Впрочем, кто хотел (и мог себе позволить) по-настоящему быстрый Mercedes, мог обратиться в Brabus и получить "зверя" с 530-сильным мотором, разгоном до "сотни" за 4,5 секунды и максимальной скоростью 305 км/ч.
Ну а 500Е и без этого был самодостаточным. Особый лоск - в процессе производства было задействовано несколько заводов, а основные операции выполнялись не на Mercedes, а на Porsche! У последнего даже собственное обозначение модели имеется - Type 2758. Всего за 1990-1995 годы было выпущено около десяти с половиной тысяч экземпляров, причем два последних года модель выпускалась под именем Е500 в соответствии с новым подходом компании к обозначению.
Lancia Thema 8.32
А это как раз тот случай, когда главное - это мотор. Еще бы! Ведь специальная версия Lancia Thema 8.32 получила двигатель от Ferrari! Отсюда и цифровой индекс в обозначении модификации: 8 цилиндров и 32 клапана. Впрочем, 3,0-литровый V8 развивал всего 215 л.с. и 263 Нм, что обеспечивало 240 км/ч максимальной скорости и 6,8 секунды при разгоне с места до 100 км/ч. Скажем прямо, не самые впечатляющие характеристики на сегодняшний день, но по тем временам вполне достойно.
Но не забывайте про магию имени Ferrari! Особый шик итальянскому автомобилю придавала дорогая кожаная отделка не только сидений и внутренних дверных панелей, но и руля, а также приборной панели с дополнительными датчиками и указателями. Покупатель мог выбрать один из пяти цветов, однако самым подходящим был ярко-красный Ferrari red. Внешние отличия от обычной модели были сведены к минимуму, но спецверсию выдавала оригинальная решетка радиатора и выскакивающий из крышки багажника спойлер.
Lancia Thema 8.32 первой серии производилась в 1986-1988 гг., второй - в 1989-1992-х, всего было выпущено около четырех тысяч экземпляров. Затем на смену пришла версия с 2,0-литровым двигателем почти той же мощности, но с куда большим крутящим моментом. Однако без надписи Lancia by Ferrari это было уже не то…
Mitsubishi Galant VR-4
Про суперседан Mitsubishi Lancer Evolution знают практически все, а вот название Galant VR-4 известно или знатокам, или фанатам марки. А ведь как получился первый Evo? В кузов Lancer, по сути, просто "впихнули" начинку этой легендарной модели! Причем с упрощением. Да, "Эволюции" получили полный привод и турбомотор, а полноуправляемое шасси осталось фишкой "Галанта"!
На скорости до 50 км/ч за счет гидромеханического привода задние колеса поворачивались на угол до 1,5 градуса. Таким образом, Galant VR-4 являлся не только полноприводным, но и полноуправляемым автомобилем! Справедливости ради отметим, что подобным "волшебством" в конце 1990-х могли похвастать, например, Nissan Skyline и Honda Prelude. Но у "заряженного" седана Mitsubishi была и другая техническая новинка - подвеска с электронно-управляемыми амортизационными стойками, что позволяло уменьшать крены в поворотах и "клевки" в момент разгонов и торможений.
2,0-литровый турбомотор 4G63T на гражданской версии развивал 241 л.с. и 275 Нм, разгон с места до "сотни" занимал 6,4 секунды, максимальная скорость составляла 214 км/ч. В рамках 6-го поколения Galant VR-4 производился в 1987-1992 гг., кроме седана выпускалась и версия с кузовом лифтбек (Eterna ZR-4). Но в начале 1990-х конкуренты стали переходить на более компактные модели - и тогда появился Lancer Evo. Впрочем, более поздние поколения Galant версию VR-4 сохранили, причем на смену рядной "четверке" пришел V6 twinturbo. Но это уже совсем другая история…
Ford Sierra RS Cosworth
Эта модель также появилась благодаря автоспорту и необходимости омологации Sierra для участия в гонках. А еще благодаря мотористам Cosworth, к которым обратился Ford. Считается, что это они настояли на том, чтобы и гражданская версия развивала не менее 204 л.с., а Ford приобрел не менее 15.000 моторов.
В 1986-1987 гг. было выпущено 5542 автомобиля, в том числе 500 машин лимитированной серии RS500, которая была необходима для омологации модели в кольцевых гонках. Sierra RS Cosworth тех лет - это трехдверный хэтчбек с развитым обвесом и эффектным задним антикрылом. Под капотом - 2,0-литровый турбомотор Cosworth, развивающий 204 л.с. Разгон с места до 100 км/ч занимал всего 6,1 секунды!
А куда Ford девал еще около 10.000 моторов? Их стали ставить на Sierra RS Cosworth Mk II, причем исключительно в кузове седан! В 1988-1989 гг. было произведено 13.140 экземпляров, а в 1990-м появилась полноприводная версия 4WD с 220-сильным мотором, и таких машин было выпущено 12.250 штук. Таким образом, общее число турбо-Sierra превышает 30 тысяч экземпляров!
VW Golf VR6
К началу 1990-х формат "горячих" хэтчбеков представлял собой сочетание переднего привода и 2,0-литрового "атмосферника" мощностью 150-160 л.с. По такому рецепту были построены, например, Opel Astra GSI, Peugeot 306 S16, SEAT Toledo GTI и собственно Golf GTI. Но еще в 1991 году Volkswagen сделал ход конем и установил в моторный отсек "Гольфа" куда более серьезный двигатель 2.8 VR6 (174 л.с.). Впоследствии "заряженные" версии Golf использовали 4-цилиндровые турбомоторы, но дерзкая выходка с 6-цилиндровым двигателем, благодаря которой компания прорекламировала и свою модель, и компактный агрегат необычной конструкции, запомнится надолго.
VR6 позволил "Гольфу" выйти из 8 секунд: разгон 0-100 км/ч занимал 7,8 секунды против 8,7 у 150-сильной версии GTI. А в 1994-м появился еще более мощный 2.9 VR6 (190 л.с.), и с ним разгонная динамика составляла 7,5 секунды. Причем практически на любом покрытии, ведь эта версия оснащалась полноприводной трансмиссией Syncro!
И уж если говорим про VR6, то уместно будет вспомнить, что эти же моторы неожиданно получили "семейный" Passat, еще более "семейный" однообъемник Sharan и даже микроавтобус Т4 Caravelle/Multivan! Тем самым Volkwagen спровоцировал своеобразную "гонку вооружений" в вовсе не типичных сегментах…
VW Passat W8
Впрочем, в роли самой сумасшедшей версии Passat выступает модификация B5 с двигателем W8! Да-да, инженеры умудрились втиснуть в моторный отсек 4,0-литровую "восьмерку" W, полученную путем объединения в V-образную конструкцию с углом развала 72 градуса двух рядно-смещенных блоков VR4 (в них цилиндры расположены с развалом 15 градусов). С такой схемой двигатель получился достаточно компактным, а благодаря алюминиевому блоку еще и относительно легким.
Мотор развивал 275 л.с. и 370 Нм, и для полноценной реализации этих характеристик была использована полноприводная трансмиссия с межосевым дифференциалом Torsen. С 6-ступенчатой механической коробкой передач Passat W8 разгонялся с места до "сотни" за 6,5 секунды, с 5-ступенчатым "автоматом" - за 7,8 секунды, в обоих случаях максимальная скорость была ограничена на отметке 250 км/ч.
Passat W8 производили в 2001-2004 гг., всего было выпущено 50 тысяч экземпляров. Кстати, в свое время нам посчастливилось заполучить такой автомобиль на тест, так что рекомендуем ознакомиться с нашим старым материалом.
Renault Safrane Biturbo
Но в 1990-х "дерзил" не только Volkswagen. В Renault тоже время от времени напоминали, что они горазды не только городские машинки "заряжать". Пример - флагманская модель Safrane, которая получила "горячую" версию Biturbo.
Большой пятидверный хэтчбек оснастили доработанным 3,0-литровым двигателем V6 от купе Alpine A610. За счет двойного наддува он развивал 262 л.с. и 365 Нм, что обеспечивало разгон с места до "сотни" за 7,2 секунды и максимальную скорость 250 км/ч. Честно говоря, от Biturbo хотелось бы большего…
Впрочем, на роль суперкара Safrane Biturbo не претендовал, а являл собой довольно быстрый и роскошный (особенно в богатом исполнении Baccara) автомобиль, который к тому же теперь можно считать настоящим раритетом. Ведь за несколько лет было выпущено лишь 806 экземпляров.
ВАЗы с РПД
Вспомним и про российскую технику. Вообще, разных интересных модификаций у ВАЗа, ГАЗа и АЗЛК было немало, жаль только, что практически все они оказывались едва ли не штучными. Но, на наш взгляд, на роль "ух ты версии" в наибольшей мере подходят модификации с РПД - роторно-поршневым двигателем Ванкеля.
Да-да, до серийного выпуска таких двигателей дошли не только NSU и Mazda, но и ВАЗ, пусть последний и выпускал их в относительно небольшом количестве для нужд спецслужб. РПД разных моделей ставили и на "классику", и на переднеприводные модели - вот о них и поговорим. "Самары" с такими моторами имели приставку 91 в индексе. Внешне они практически ничем не отличались от стандартных машин, а вот под капотом…
Там был установлен 2-секционный карбюраторный РПД ВАЗ-415 с приведенным объемом 1,3 л (2х654 куб.см), развивавший 140 л.с. и 186 Нм. Для легкой "восьмерки" этого было достаточно, чтобы разгоняться до 200 км/ч, а первую "сотню" преодолевать через 8 секунд после старта. Причем в 1990-х "Лады" с РПД уже не были тайной за семью печатями, более того, их даже выпустили в свободную продажу. Проблема лишь в том, что развитой материально-технической базы для уникального мотора не было, а к тому времени появилось немало других быстрых модификаций "Лад" с традиционными моторами.
Иван КРИШКЕВИЧ
Фото из открытых источников
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber