В Советском Союзе не эксплуатировались самолеты иностранных производителей, так как имелись свои, отечественные, которые, кстати, были в авиапарке всех стран соцлагеря. О них и хочется рассказать. Напомню, что говоря "самолет Аэрофлота" я имею ввиду не современную авиакомпанию Аэрофлот, а весь воздушный флот СССР, других компаний тогда не было. Начну с Ил-86. Сейчас мало кто это вспоминает, но в СССР Ил-86 называли аэробусом (привет компании Airbus), а в авиационной среде "баклажан" :).
Ил-86 — четырёхмоторный широкофюзеляжный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, спроектированный в КБ Илюшина. Первый и самый массовый советский/российский пассажирский широкофюзеляжный самолёт. Производился серийно в 1980—1993 годах на авиационном заводе ВАСО в Воронеже. Всего было выпущено 106 самолётов. В настоящее время ни одна из находящихся в летно-пригодном состоянии машин не эксплуатируется на коммерческих маршрутах.
Использовался самолет и для военных перевозок. При выполнении спецрейсов в ГДР для перевозки военнослужащих ГСВГ пассажирские кресла ставились и на нижней палубе под третьим салоном. Увеличивая тем самым вместимость борта.
Полетал на этой машине и я. С 1988 по 1985 год было налетано несколько тысяч часов в качестве бортпроводника.
1994 год СССР-86004, а позднее RA - 86004 . Одна из первых серийных машин, которая сохранилась в очень хорошем состоянии, благодаря тому, что после рейса в Аден на ней завелись крысы и была съедена вся электропроводка. После тяжелой формы обслуживания в начале 90-х машина была в состоянии новой. Но, в конце 90-х, выработав ресурс, была попилена.
Приятно вспомнить :)
В учебно-тренировочном центре МГТУ ГА недалеко от аэропорта Шереметьво терминал С есть два борта Ил-86. На на машине с бортовым номером СССР-86003 проводились летные испытания узлов и агрегатов. После этого в начале 80-х самолет передали Университету. Он не особо интересен, в нем нет салона и внутри он выглядит приблизительно так, как Ил-76 на картинке ниже. Вероятнее всего, в ближайшее время он будет порезан :(.
Второй же борт RA-86103 еще даже не выработал свой ресурс и теоретически его можно поднять в воздух в любой момент. На нем студенты отрабатывают навыки обслуживания техники, запуск двигателей и прочее. Кстати, специально для нас был произведен запуск.
Для Ил-86 был разработан двигатель НК-86 — глубокая модернизация двигателя НК-8 самолётов Ил-62 и Ту-154Б с тягой 13 тс. Дальность полета с максимальной взлётной массой - 3800 км. При загрузке до 100 человек и при отсутствии груза мы летали без посадки на маршруте Хабаровск - Москва, а это 6150 км :).
Двигатель впоследствии явился главной причиной преждевременного вывода Ил-86 из эксплуатации, имея большой расход топлива, не удовлетворяя нормам по шуму, обеспечивая слишком малую тяговооружённость самолёта — из-за вялого разбега и отрыва существует шутка, что Ил-86 взлетает благодаря кривизне планеты.
Ну, теперь поднимемся на борт. Отличительной особенностью самолета являются 3 встроенные трапа для входа и выхода пассажиров. Трапы пришлось разместить на нижней палубе, так как в аэропортах СССР не было передвижных трапов достаточной высоты для обслуживания рейсов.
Панель управления электропитанием в кабине пилотов.
Самолет имел 3 пассажирских салона в базовой комплектации рассчитанных на 350 посадочных кресел.
В хвостовой части самолета расположены туалетные комнаты. Кстати, в на международных рейсах здесь можно было курить.
1993 год. Рейсы Бомбей - Шарджа - Джида и обратно под флагом Air India.
Скажу по секрету, что крайний левый туалет всегда закрывался для нужд экипажа. Открыть его можно было простой монеткой. Были случаи, когда ушлые пассажиры открывали и пользовались и иногда бывали застигнуты в неудобной позе :).
А вот тут обычно и лежала эта монетка. :)
Телефон для связи членов экипажа.
Аварийные выходы на 2-й палубе. В иностранных аэропортах, оборудованных телетрапами, использовались в качестве основных выходов. Оборудованы надувными трапами. Если не перевести в положение "Ручное", то при открытии двери трап надуется :).
Кухня на нижней палубе для сервировки бортпитания для пассажиров и экипажа.
Из 106 построенных самолётов по состоянию на 8 июля 2008 года было потеряно четыре. 3 из них на земле. Жертв среди пассажиров нет!
А хотите послушать, как запускаются двигатели самолета Ил-86? Это уже, можно сказать, уникальные кадры.
Понравилось? Подпишись на канал! Тут будет еще много интересного!