2017 год был странным, и его итоги у нас будут такими же. Многое в нем было не так, как мы привыкли.
Новичок года
Здесь мог бы быть RTVi — так много нам обещали до его запуска. Но нет, в итоге RTVi подарил рынку круглые видео в телеграме и рубрику «Инфошум», о которой было сочинено множество шуток, а затем мы не слышали о канале ничего, кроме историй о проблемах с деньгами.
Мог бы быть Mash — новый проект Арама Габрелянова, но их медийный вес нам пока (ключевое — пока!) кажется сомнительным.
Поэтому здесь победитель — рассылка The Bell Елизаветы Осетинской. Ее запустили в апреле, а в сентябре открыли сайт. Осетинская дала десяток интервью о The Bell, но пока неясно, сколько все это продержится.
Птица Феникс года
Издание «Нет, это нормально» заморозилось в июле, так как собственные деньги закончились. Но уже в сентябре разморозилось обратно: у проекта появился новый издатель — Юлия Тонконогова, у которой есть еще одно издание для родителей «Ёжик-ежик». Концепция и формат НЭН не изменились, а Лена Аверьянова осталась главным редактором.
Неудачи года
Такими запомнится Первый канал. «Пока все дома» пришлось закрыть из-за махинаций Кизяковых, Андрей Малахов ушел на «Россию 1» (предположительно из-за конфликта с Эрнстом), а Александр Олешко — на НТВ. Был скандал и с одним из старейших телеведущих — Александром Масляковым, которому пришлось покинуть пост директора «Планеты КВН». В рейтинге Mediascope «Первый» весь год проигрывал «России 1».
Похороны года
Life.ru
18 августа прекратились эфиры на телеканале Life.ru. В 5 вечера вышел последний выпуск новостей. Всех сотрудников эфира уволили, остались только 4 оператора. Телеканал Life78 также прекратил работу. Znak.com разбирались, что стало с медиаимперией Арама Габрелянова.
Сам Габрелянов ушел из Национальной Медиа Группы.
The New Times
Главред Евгения Альбац объявила о закрытии журнала в июне. Нет денег.
Women`s Health
В декабре вышел последний печатный номер. Закрыли из-за нерентабельности.
«Из рук в руки» и Job.ru
Холдинг «Пронто Медиа» прекратил работу в России, «Из рук в руки» и job.ru закрываются. Издатели вовремя не поняли диджитол и проиграли войну Авито и Хедхантеру.
Перестановки года
Из Афиши Daily ушла главный редактор Екатерина Дементьева. Ушла из Republic Ирина Малкова. Ушел из Roem Сергей Уланкин. Уволился главный редактор Сиб.фм.
Сменились главные редакторы в «Ведомостях» (Булавинов вместо Татьяны Лысовой), «Новой газете» (Кожеуров вместо Муратова), Lady.Mail.ru — Надежду Сокирскую сменила Аля Баданина. Алена Пенева стала главным редактором Cosmopolitan вместо Полины Сахрановой. Владимир Тодоров стал главредом Ленты.ру вместо Белоновского, перешедшего в «Известия». В «Известиях» Белоновский проработал 3 месяца и тоже ушел.
В «Секрете фирмы» главным редактором стала Дарья Черкудинова, а Николай Кононов, занимавший эту должность раньше, стал редакционным директором.
Покупатель года
Владелец группы ЕСН Григорий Березкин. Он купил РБК, газеты Metro и «Деловой Петербург». Также ему принадлежит ИД «Комсомольская правда».
Продавцом года можно было бы назвать Михаила Прохорова, который в этом году потерял два актива: «Сноб» и РБК.
Люди года
Женщины. Весь этот год мы занимались рефлексией: думали, что обижает нас и других людей, какие слова лучше не произносить и за какие посты тебя могут публично казнить в фейсбуке.
Женщинам действительно уделяли больше внимания. У РБК даже появилось собственное медиа РБК.Pink, выросшее из коммерческого спецпроекта. Сексистская реклама в СМИ и коммерсе вызывала сильнейший отклик — вплоть до осуждающих сексизм колонок, которые писали редакторы.
У нас даже есть женщина-кандидат в президенты! Girl power, одним словом.
Темы года
- Рэп
О рэп-баттлах вышли эфиры на Первом, «Культуре»(!), «Спасе»(!!), Дожде. Баттлить пытаются депутаты, Канделаки, Ургант и Шнуров. При этом в баттле Оксимирона и Гнойного — отправной точке бурного интереса — пытаются найти признаки экстремизма (и найдут, если нужно будет). Медиа и политики всполошились и думают, что рэп — это такой новый язык молодежи, на котором нужно срочно заговорить.
- Криптовалюты
Рост биткоина и появление множества криптостартапов стало одной из важнейших тем года. Издания писали о майнерах и горе-инвесторах, потерявших миллионы долларов в битках, делали спецпроекты про криптовалюты, следили за курсом. В мессенджерах появились сотни каналов и чатов о крипте. Обычные читатели пытаются понять, что происходит, а депутаты — что с этим делать, то ли заблокировать, то ли регулировать на государственном уровне.
- Выборы
Американские, не наши.
Новость года
Главный редактор года
Владимир Тодоров, Лента.ру — от него по-прежнему у всех бомбит, но он продолжает «омолаживать» аудиторию Ленты, и всё получается.
В наших странных итогах Тодоров — единственный человек, победивший сразу в двух номинациях. Владимир, заберите, пожалуйста, еще и статуэтку за «Заголовки года».
Спецпроект года
http://sorokin.lenta.ru/ — Лента.ру опубликовали рассказ Владимира Сорокина «Белый шум». Он посвящен Кириллу Серебренникову, которого обвиняют в мошенничестве.
Ньюсмейкеры года
- Кирилл Серебренников — за несвободу.
- фильм «Матильда» — за святость.
- МОК — за нейтральный флаг для российских спортсменов.
- Роскомнадзор — за попытки запретить Telegram. Но есть и хорошая новость: упразднили реестр блогеров.
- Ксения Собчак — за Русь.
Телеканал года
«вДудь». Без него мы бы никогда не узнали, как живется российским рэперам, что главное предвыборное интервью кандидата в президенты может выйти на ютубе, и, разумеется, что «Дудь — тупой». Если главный интервьюер страны Владимир Познер, который признается, что не пользуется интернетом, идет к Дудю, то к каналу точно надо присмотреться.
Ну а для тех, кому Дудь никак не симпатичен, у ютуба припасено еще много всякого: миллионы видео о том, как красиво украсить елку и правильно упаковать подарки, на какие места можно намазать помаду, как срубить в лесу сосну и сделать себе из нее стол, какие шутки самые смешные в Comedy Club… Ладно, там правда много всего.
Расследование года: «фабрика троллей»
РБК узнали, как «фабрика троллей» бизнесмена Евгения Пригожина превратилась в медиахолдинг с посещаемостью более 30 миллионов человек в сутки, из которых треть приходится на ФАН (Федеральное агентство новостей). Это больше, чем у РИА Новостей, RT или Медузы.
В холдинг входят «Инфореактор», РИА ФАН, «Экономика сегодня», «Политпазл» и другие. Всего 16 порталов, 9 из них зарегистрированы в Роскомнадзоре. Позднее РБК выпустили еще одно расследование, в котором выясняли, как «пригожинские» медиа пытались влиять на итоги выборов в США — с помощью ботов на фейсбуке.
Медиа про медиа года
Проект Sostav.ru «Нос к носу #медиа», где медиаменеджеры и главные редакторы берут друг у друга интервью, по цепочке.
Галина Тимченко общалась с Юлией Таратутой (Wonderzine), Таратута — с Елизаветой Осетинской, а Осетинская с издателем «Ведомостей» Демьяном Кудрявцевым.
СМИ года
Канал в телеграме, любой. Кому-то в телеграме уютно, как когда-то было в ЖЖ, а кто-то рад, что там просто нет комментариев, а значит, и хейтеров. И вообще там получается очень удобно для всех: захотел писать что угодно про кого угодно — организовал с приятелями анонимный канал, надумал сделать стэндалон — написал капсом свою фамилию вместо названия. Поскольку в каждой номинации хотелось бы еще и конкретики, назовем главным каналом про медиа (сразу после нас) «Беспощадного пиарщика» — за скандальность и бесстрашие, подобное тому, какое бывает у людей, когда им уже нечего терять.
Медиаменеджер года
Раз СМИ года — каналы в телеграме, то угадайте, кто медиаменеджер года. Да, Павел Дуров.