Семь тезисов об уходящем годе. Здесь должен быть видео-блог.
Видео - безусловно слово пароль к медиа-игре 2017 года. Самое удивительное, что соответствующую песню группы "Мираж" никто так и не обыграл (я не видел). Хорошо помню, как в конце 2016 года всякие медиа-аналитики предсказывали: через год 80% контента будет занимать видео! Этого требуют алгоритмы современных социальных сетей. И вот медиа рьяно начали продюсировать, монтировать и писать субтитры, но в итоге игра не перевернулась. Длинные тексты как пишутся, так и читаются. Значение инсайда всё еще выше, чем у нарезки чьего-то выступления. Инвесторы продолжают требовать трафик на сайте.
Но сказать с полной уверенностью, что видео не играло в медиа-игре вообще никакой роли нельзя. Ещё как играло! Только в России оно пошло в наступление не со стороны "Вконтакте" и Facebook, а со стороны YouTube. Вряд ли Навальный думал, выкладывая "Он вам не Димон" на этот видео-хостинг, что открывает портал в неведанный мир. Видеоблогерское гетто в считанные недели превратилось в сообщество, определяющее, кто здесь власть. На самом деле же, свершилась старая русская история. Встретились две России - одна себя считала солью земли, а другая таковой являлась на самом деле. Но в результате мы увидели довольно унылое, но масштабное зрелище: традиционные медиа, даже традиционные интернет-медиа, стали пытаться становиться влогерами (вот ещё один медиа-пароль!). Возможно, через несколько лет начавшиеся процессы переформатируют медиа-игру до неузнаваемости, но пока прогнозы аналитиков годовой давности оказались очевидно не про Россию.
Итак, тезис первый: видео безусловно стало задавать тренд для медиа-игры в России, но слухи о его масштабности оказались очевидно преувеличены.
На этом видео-фоне совсем не удивительным кажется ренессанс телевидения - "ведь люди так любят видео, а не тексты"! Да, да, это был ренессанс того самого телевидения, которое про "распятого мальчика" и "совпадение? не думаю!". На моей памяти, телевизор никогда настолько не задавал интернету собственную повестку. Если, конечно, таковой не считать "массового Путина". В этом году Андрей Малахов дважды за год умудрился заставить, если не посмотреть, то узнать, что происходит в "ящике" буквально всех. Диана Шурыгина стала лицом русского феминизма (понимайте, как хотите). А собственный малаховский трансфер с "Первого" на "Россию" - безусловно одно из важнейших событий медиа-игры. Опять же, ведущий Соловьев и его разборки с подростками и Ургантом стали темой. Благодаря Собчак политические шоу на центральных каналах, кажется, вышли из статуса пропаганды, которую незачем смотреть, и превратились в знаменательный феномен, с которым нам жить. Монтаж передач из-за часовых поясов стал тоже регулярным поводом, о котором завтра напишут в интернете. Количество примеров можно множить, но, в 2017 году мы смотрели телевизор, даже не включая "ящика".
Тезис второй: телевидение успешно сопротивляется интернету, не наращивая свои рейтинги, а заставляя компьютерные мониторы превращаться в телеэкраны.
Третьим влиятельным медиа-феноменом года является мессенджер Telegram. Я, конечно же, отдаю себе отчет в том, что это сугубо российский феномен, но почему-то он нам очень нужен: и "Живой Журнал", и Twitter, и Facebook - все в свое время прошли в России через этап... хм... назовем его "толстого журнала". Этот статус за ним закрепился в 2016 году, а в 2017 году он прошел в ускоренном темпе до места, в котором ЖЖ оказался в 2004-2005 годах. Скоро в него придет массовая аудитория, и даже нынешние анонимные "инсайды" перестанут иметь значение - Telegram окончательно превратится в "медиа про котиков".
Правда, есть ощущение, что как раз этого, и как раз в России, может и не случиться. Благодаря государству в лице ФСБ и Роскомнадзора судьба мессенджера до сих пор не ясна. Это же его сходство с "Современником" Некрасова и "Новым миром" Твардовского делает только сильнее. В любом случае, Telegram остается самой главной блог-платформой эпохи. И именно в 2017-м, а не 2016-м он приобрел этот статус.
Тезис третий: Telegram завоевал в России положение самой главной блог-платформы, и рискует скоро превратиться во второй "Вконтакте", а то и во вторые "Одноклассники", если ему не помешают.
В этом году по-хорошему удивил "Яндекс". Когда государство фактически закрыло "Яндекс-новости", то, кажется, кто-то из настоящего национального достояния России - компании "Яндекс" - сказал, что мы что-нибудь придумаем. И вот, придумали. "Яндекс-дзен" - это безусловно похоже на медийный прорыв. В России впервые создана платформа, которой одинаково стоит заниматься как традиционным медиа, так и одиночкам. Самое главное, что удалось сделать команде "Дзена" - это угадать и неплохо реализовать дух эпохи не только здешней, но и мировой медиа-игры. Для русских - здесь решение проблемы уничтоженных новостных агрегаторов. Когда я был на "Яндекс.Пятнице", то меня по-хорошему удивила статистика. Оказывается, читатель "Яндекс. Дзена" идет в него в первую очередь за разделом "Общество", а отдел "Звезды" только на пятом месте. Круто! А для белого человечества "Дзен" - это возможность делать медиа, минуя инвесторов и редакционную политику, и прочие факторы мешающие нормальным людям. Конечно, "Дзену" еще расти и расти, но положительный тренд понятен. Впрочем, никогда не будем забывать о майорском сапоге, который кончает в России всё хорошее.
Дополнительно всё-таки отмечу открытие ежеквартального форума "Дзен. Пятница". Тоже есть все перспективы стать главным медиа-форумом. И, вообще, в 2017 году особенно удивительно было наблюдать, как такие сейшны продолжают собирать полные залы. Кажется, что идти работать больше некуда, а медийщики всё ещё на серьезных щах обсуждают новые форматы, нативную рекламу и привлечение аудитории.
Тезис четвертый: "Яндекс. Дзен" - открытие года.
На этом фоне очевиден стал упадок "старых" блог-платформ. Facebook стал "Одноклассниками" для выпускников 1968 года школы №57 города Москвы. "Вконтакте" - местом оперативной работы сотрудников "Центра Э". А Twitter, после того, как Telegram стал местом приложения творческих усилий публичных интеллектуалов, окончательно стал царством постиронии. В 2018 году вопрос о цели нахождения там станет острее. Вполне вероятно, что Twitter скоро он перейдет в России в статус продвинутой RSS-ленты.
Тезис пятый: "Старые" блог-платформы стали неинтересными.
Юрий Дудь, которого я продолжаю нежно не любить (еще в 2016 году он как заправский член "Единой России" сказал нашей корреспондентке: "Открытой России" комментарии не даю"), конечно же, совершил прорыв года. Его интервью - важнейший медиа-феномен, который прямо вытекает из всего вышеизложенного. Видео - тренд. Телевизор - говно, которое растекается уже везде, где можно. Но нация нуждается в пространстве для дискуссии и проговаривании сложных тем, поэтому любая социальная сеть превращается в "толстый журнал". Но майорский сапог в этом заинтересован мало, поэтому, если не блокировками, так "инсайдами" губит народившийся новый чудный мир. Для "Яндекс. Дзена" что-то тоже придумают. И тут приходит Дудь, собрав всё это вместе, делает медиа, которого все давно хотели. К нему может быть сколько угодно претензий, но он сделал то, что не смогли другие, а хотели многие. Кстати, как сказал Гнойный, рэп-батлы - они ведь про тоже самое - про культуру дискуссии. Всё это очень симптоматично: нация занята проговариванием сложных тем и формированием образа будущего.
Тезис шестой: Юрий Дудь - не просто журналист года, а символ всей медиа-игры указанного периода.
И как-то посреди медиа-игры-2017 совершенно потерялось по-настоящему большое событие. С 1 января прекратили выходить бумажные версии аналитических еженедельников "Власть" и "Деньги". Через полгода закончилась "бумажная" история The New Times. Что-то, наверное в этом жанре еще выходит, но в России в целом прервалась культура влиятельных аналитических еженедельников - это тезис седьмой, последний и самый грустный.
Ну, а сейчас я напишу еще несколько тезисов о медиа-игре, но совсем тезисно, а в самом конце назову журналиста года по моей личной версии.
Над историей "нового" RTVi принято смеяться, и я этим занимался достаточно много. Но сейчас под Новый год - это повод погрустить. Работы на рынке больше не стало.
Еще мне запомнилось следующая эмоция. Когда пришла новость о масштабных сокращениях в "Секрете фирме", то в нашей редакции повисла тишина, как будто нас самих сократили. К сожалению, эту тишину мы услышим еще немало раз.
Желаю "Медиазоне" удачи с их экспериментом с монетизацией. Хотелось бы чтобы получилось! Будет очень позитивный пример, когда нишевое медиа, на сложную тему, оказывается важным для своих читателей (общества).
Также очень рад, что появилась медиаартель "Мамихлапинатана". Для меня такой рост "Батенька, да вы трансформер!" окончательно закрыл тему small media середины 2010-х годов. Теперь всю эту историю можно и нужно судить по-взрослому.
Про рост влияния региональных медиа я писал в отдельном материале для "МБХ медиа".
Язва Telegram - это взаимный пиар каналов. Хуже рекламы и "инсайдов", ей-богу!
Судя по всему, в следующем году запустятся несколько интересных медиа-проектов. Будем наблюдать!
Блокировки - это не страшно!
Ну, и самое главное, назову, пожалуй, журналиста года по собственной версии.
Им становиться - Максим Литаврин, корреспондент и даже "золотое перо" теперь уже "МБХ медиа". Как обычно, в таких случаях это глубоко личное решение. В этом году я очень много сил и времени отдал не столько своей карьере, сколько карьеры других. Максим же это человек, который в нашей редакции вырос на моих глазах. Кое-чем и я ему помог. Какой бы сложный у него характер не был, он, конечно, журналист-журналист. Есть собственная тема, есть азарт, тщеславие и амбиции. Уверен, что в 2018-м он пойдет значительно дальше. А пока он отдыхает где-то на бескрайних просторах русской Сибири, почитайте его тексты (текст!) на "МБХ медиа". Конкретно, на этом сайте их немного, но всё впереди, процессы только начинают разворачиваться.
P. S. Ну, и как вы поняли, я не мог написать итоги медиаигры нигде кроме "Яндекс. Дзена". Год заканчиваю дебютом.
С Наступающим! Медиа-игра продолжается!