Найти тему

Немного об османском гареме

Давно я подкрадывался к теме османского гарема и вот решился написать. Конечно, для того, чтобы объять эту тему потребуется написать целую книгу, но кое-какие особенности гаремной жизни я все же раскрою. Но начну я, как уж повелось, несколько издалека, а именно с эллинистического периода, начавшегося задолго до того, как османы сформировались в единый народ и угрожающую военную силу.

Гарем османов, не есть плод их внутрисемейных преобразований. В античном мире женщине также было отведено отельное достаточно скромное и ограниченное место не только в социальном плане, но и в семейном. Вступая в брак она лишалась всех даже минимальных прав. Все ее приданное отходило мужу, а сама женщина попадала в гинекей – античный вариант гарема, а именно задняя часть дома, полностью изолированная и закрытая от посторонних глаз. Замужняя женщина не имела права покидать гинекей без разрешения мужа. В домах знати, купцов и обеспеченных особ в женской половине так же служили евнухи. Византийский дворец традиционно делился на основную его – мужскую часть и гинекей, в котором обитала императрица. Тут стоит сделать небольшую пометку о том, что у слова гинекей есть несколько значений, одно из которых было обозначением ткацких мастерских, а еще гинекеем назывались верхние галереи храмов, так как именно они были отведены для женщин.

Османы унаследовали привычки античного мира и во всем, что касалось разделения общества на женскую и мужскую половины.
Попадая в гарем женщина, фактически, оказывалась в закрытом женском общежитии строгого режима. Находясь в гареме дворца Топкапы сразу задаешься вопросом, где и каким образом помещались все эти многочисленные женщины, дети, служанки и черные евнухи. Кстати, черные евнухи были прислужниками и надзирателями в гареме не случайно. Темная кожа была дополнительным контролирующим фактором, помогающим вычислить виновника рождения нежелательного ребенка с темной кожей.
Жизнь в гареме была четка и регламентирована. Девушке попросту некогда было вести праздный образ жизни. Сначала она долго училась, а потом ее жизнь наполнялась массой занятий по части уборки, обслуживанию жен султана и многое другое. Но не все было так печально.

По закону, женщина, прожившая в гареме более 7-ми лет и не вступившая в отношения в султаном, могла подать прошение покинуть гарем султана. Но таковых было не много. Чаще всего наложницы выходили замуж за чиновников разного ранга, не всегда по своей воле, либо за престарелых евнухов, которые накопив немало добра, отправлялись на ипровизированую пенсию тратить кровно заработанные в интригах деньги. Нередко девушек-рабынь перепродавали или дарили. Для такого случая существовал документ – петшех, в котором и указывалась сделка и ее цена. Стоит заметить, что в Османской империи не была распространена торговля женщинами как ломовой силой.

При султанском дворе больше ценились девушки с маленькой грудью. Пышногрудые красавицы могли рассчитывать только на то, чтобы быть служанками, кормилицами в гареме, но никак не женами. Абдул-Хамид II любил, чтобы все наложницы были очень бедно одеты. Он слыл редкостным скупердяем и очень подозрительным типом, хотя его нельзя было назвать женоненавистником. Те женщины, которые были окружены его вниманием, а их было от 14-ти до 16-ти человек, были обласканы правителем. Хотя весь остальной гарем ходил в обносках, напоминая султану контрастом о том, что он наделен необычайными богатствами.

Обучение наложниц длилось 2 года, хотя нельзя было сказать, что они получали хорошее образование. Как правило науки были просты. А именно: уметь правильно подавать кофе, танцы, игра на музыкальном инструменте, стихосложение, изучение Корана и самая важная наука – правильная походка, жесты и поведение. Экзамены принимала Валиде-султан – мать правящего султана. Только в конце XVIII века образование в гареме изменилось и стало привлекательным местом обучения женской половины знати.
Помимо Валиде-султан – самой главной женщины в гареме, ее правой рукой была «хазнедар-уста». Эта женщина, по сути была экономкой при матери правящего султана, но в руках у этой женщины были все гаремные финансы, она была казначеем. Также хазнедар вела все хозяйство в гареме и нередко наживала себе хорошее состояние. Это была уважаемая женщина и через нее валиде-султан общалась со всем окружающим миром даже за пределами дворца. Ниже хазнедар по статусу находились жены султана – «кадын-ефенди». Всего их могло быть максимум 4. Ниже жен в иерархии гарема были «кадыны» – женщины, которые претендовали на роль жены султана. Как правило статус «кадын» получала беременная или родившая султану ребенка наложница. Она не была женой, но имела привилегированный статус. Хотя так было не всегда. Иногда, родившая принца наложница отправлялась в ссылку и больше никогда не видела своего сына. К примеру, Салиха Себкати-султан, была разлучена со своим сыном и не видела его 27 лет.
Ниже по рангу шли так называемые «икбаль» - счастливые. Это была такая себе аристократическая прослойка прислуги, так как этот статус получали девушки отличившиеся при обучении и именно они имели все шансы стать кадынами султана. Как турки говорят – «далга гечмек» - проще говоря - подкалывать, звание «икбаль» было своего рода издевкой, так как счастливыми этих девушек было трудно назвать. С одной стороны они из кожи вон лезли, чтоб понравится султану и его матери, с другой стороны они терпели издевки от жен султана и других наложниц. Дальше шли калфы – это были женщины, которые уже не могли претендовать на роль любовниц правителя и поэтому занимались хозяйственной частью, а так же обучением новых рабынь. Ниже всех находились простые рабыни.

Закрытое женское общество больше напоминало серпентарий, в котором все змеи одновременно сбросили кожу. Жесткая конкуренция и борьба за власть не щадила никого и женщины воевали за место под солнцем, а некоторые просто хотели выжить. Ведь неизвестно как воспримут новую девушку жены и официальные любовницы султана. Холодное время года было самым опасным. Часто от неугодных девушек избавлялись самым банальным образом – помогали заболеть. Дело в том, что только жены султана, его сестры, и кадыны имели право драпировать тканью или мехами зону декольте и плечи, в то время как те самые счастливые икбаль такого права не имели и должны были, невзирая на погодные условия, демонстрировать отсутствие у себя пышных форм. Часто этим пользовались вышепоставленные женщины, заставляя наложниц подолгу мерзнуть перед их покоями, что приводило к переохлаждению и заболеванию, а следственно и смерти. Но помимо такого изощренного способа в ходу были яды и шелковый шнурок в качестве удавки. Особо провинившихся в интригах зашивали в мешок и бросали в Мраморное море, иногда в мешок с виновницей зашивали петуха и кота, чтобы они «скрасили» одиночество и сделали процесс казни более ярким и насыщенным.

Посещение минимум раз в неделю одной из жен было обязанностью султана. При этом соблюдалась строгая последовательность посещений каждой жены, за которой следил «кызляр-ага» - главный евнух. При этом, очень важно было, чтобы подарки для жен были абсолютно идентичны вплоть до упаковки.

Жизнь в гареме была очень разобщена. Большинство женщин жили в условиях жестких ограничений и лишений. Помещения, в которых девушки спали, днем превращались в комнаты для занятий. Поэтому рано утром калфы следили за тем, чтобы девушки вставали, полностью освобождали комнаты от топчанов и перин, на которых они ночью спали. Как такового уединения у девушек не было, весь день их был наполнен различными обязанностями и поручениями. И в то время как большинство жило откровенно в тюремных условиях, жены султана, его мать и официальные любовницы наслаждались жизнью.

Женщина старше 30-ти лет в гареме мало на что могла претендовать и если она не прикреплялась в прислужницы к калфе, была неумела или глупа, а быть может просто неугодна, то бывало и так, что она получала отставку. В таком случае участь у нее была незавидна, так как домой она уже вернуться не могла, в жены такую женщину уже никто бы не взял и нередко эти женщины отправлялись на работу в публичные дома или служанками. По закону таким женщинам полагалось большое жалование и приданное, но на деле все обстояло далеко не так. День пологаемые женщине либо не выдавались вовсе либо растаскивались между калфами и евнухами.

Мне очень нравится прогуливаться по гарему дворца Топкапы. Проникаешься духом времени, так как дворцовая жизнь была именно в этих стенах, а не павильонах и киосках основной части дворца. Именно тут, за высокими стенами и красивыми фасадами, делалась большая и маленькая политика, велась непрерывная война за власть и жизнь. И именно в этих стенах роскошь ценилась как больше нигде в империи, что хорошо видно по личным покоям матери султана и спальням правителей, особенно комнате султана Ахмеда III.

Но не все жены султанов предпочитали жизнь в гареме, к примеру жена Ахмеда I – Фатьма-Хатун, предпочитала жить на частной вилле, вдали от жестоких нравов гарема. Но это уже совсем друга история….

-2