Найти тему

Почему и как я не разрешаю играть в айпад! Запреты в семье

Воспитание детей - это труд с элементами творчества. Причём здесь творчество? Да просто никто не знает, как это делать правильно. Практически каждый год в уме какого-нибудь педагога – родителя рождается новая система воспитания подрастающего поколения. Книги по методикам Монтессори, Дьюи, Сухомлинского и многих-многих других давно и прочно заняли книжные полки в домах молодых родителей. А уж как любят высказывать свое авторитетное мнение бабушки, дедушки, знакомые знакомых, прохожие на улице и продавцы в магазинах! Но воспитывать своего совершенно уникального ребенка приходится именно родителям.

Особенно спорная тема – запреты. Что-то детям не разрешается из соображений их же безопасности. Некоторые табу продиктованы нормами поведения в обществе и жизненными установками конкретной ячейки общества. Без запретов не обойтись, пока ребенок не научится регулировать свою деятельность сам.

Самое сложное – это внедрить запреты в повседневную жизнь. Дети очень тонко чувствуют слабости родителей и частенько давят на них в своих интересах. Например, для того, чтобы обходить ограничения, установленные в семье.

Грань, за которой закачивается любящий, но строгий родитель, и начинается помешанный на правилах домашний тиран, очень тонка. Я ни в коем случае не могу советовать, что и как нужно запрещать. И всё же хочу поделиться своим опытом. Кому-то он придётся не по вкусу, зато для других может стать очень полезным.

Итак, на данном жизненном этапе я полагаю, что все запреты, которые не были внедрены в повседневную жизнь, неэффективны. Нельзя же всерьёз считать, что запрещая конфеты по понедельникам и пятницам, мы и вправду учим ребенка ограничивать себя в потреблении сладкого или, смотря постоянно в телефон, мы приучим ребенка читать книги?

Другой важный воспитательный постулат, которого я стараюсь придерживаться, - альтернатива. Всё, что ребенку запрещено получить из одного источника, может быть разрешено из другого. Инфа из интернета заменена на инфу из книг, а компьютерные игры на картонные.

У нас сейчас остро строит проблема из-за отсутствия телефона и айпада у старшей дочери, которую я попыталась решить, внедрив чек лист: интеллектуальный труд, прогулка, еда и спорт и вуаля - можно поиграть на чем угодно.

Все вместе эти условия соблюдаются только по выходным - соответственно в будние дни, на переменах, в машине - даже нечего мечать о том, чтобы тупить в экран.

Я убеждена, что гаджеты наносят непоправимый вред ребенку и поэтому вместо того, чтобы уделить время себе вечерами, мне приходится играть с детьми в настольные игры, решать данетки, принимать посильное участие в строительстве домиков, разбираться со сложными правилами "Эволюции" или изучать новые способы плетения кос.

К слову сказать, психоз с тотальным запретом планшетов и смартфонов тоже не до конца правильный - технический прогресс никак не остановить и все равно в итоге дети не обойдутся без этих устройств, просто хотя бы до определенного возраста они научатся регулировать скуку, прибегая к своим собственным мозгам, а не пользуясь чужими.

Исходя из вышеперечисленного, формулирую своё последнее и самое главное правило, касающееся запретов для детей: «нельзя переусердствовать и превратить ребенка в завистливого невротика, страдающего от отсутствия каких-либо благ или сравнивающего себя со всеми.