Найти тему
zautra.by

Кто поможет Лукашенко погасить в новом году старые долги?

ГЕННАДИЙ КОСАРЕВ, ЗАВТРА ТВОЕЙ СТРАНЫ

Почему в ближайший год серьезных структурных реформ ждать не приходится.

Премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков предлагает Евразийскому банку развития подготовить отдельную стратегию сотрудничества с Беларусью. Зачем?

— Это желание, чтобы выдвигались менее жесткие требования. Очень часто на переговорах с мировыми финансовыми организациями, в частности, с МВФ с белорусской стороны звучат претензии, что эти структуры не понимают наши особенности, — говорит старший аналитик Альпари Вадим Иосуб.

Что интересно, требования ЕАБР по программе кредитования во многом похожи на рекомендации МВФ, периодически возникали вопросы по приватизации, по управляемости госсектора. Но ЕАБР это не МВФ и не Всемирный банк, он работает со странами бывшего СССР.

— С одной стороны, его решения давать или не давать деньги могут быть просто политическими, принимаемыми на уровне главы российского государства, учитывая долю России в этой организации, — считает эксперт. — Тем не менее, при кредитовании ЕАБР выдвигает определенные требования, есть матрицы, сроки выполнения, к которым привязывается выделение траншей. Уже были случаи, когда Беларусь не получала транши от ЕАБР по формальной причине — невыполнение всех необходимых показателей.

Вадим Иосуб
Вадим Иосуб

По мнению эксперта, кредиты ЕАБР очень важны для Беларуси с точки зрения рефинансирования существующих долгов.

— Мы очень рассчитываем на деньги этого банка, — подчеркивает эксперт. — Учитывая отказ сотрудничать с МВФ, вариантов по привлечению денег не так много. Это межгоскредит от России, связанные кредиты Китая, которые не пустишь на погашение долгов, а уходят они на оплату китайской же иногда не самой лучшей продукции. Теоретически можно привлекать деньги через евробонды, но это достаточно дорогой способ, поскольку рыночная оценка белорусского долга – достаточно высокая доходность. Остается ЕАБР, когда вариантов кредиторов немного, то важен и ценен каждый кредитор.

— Отличаются ли ставки по кредитам ЕАБР и МВФ?

— МВФ выдает самые дешевые кредиты, ставки ЕАБР выше, чем у МВФ, но чуть ниже рыночных, то есть, ставок по еврооблигациям.     

— Вы уже упомянули о проблемах с траншами ЕАБР.

— Из-за невыполнения условий они просто сдвигаются, то есть, выдаются позже. Остается сумма кредита, количество траншей.

— Почему при наличии похожих требований Беларусь не сотрудничает с МВФ?

— Иногда требования могут быть внешне похожи, а по сути — серьезная разница. Например, у ЕАБР есть требования по уменьшению доли госсобственности. Для формального исполнения требования издается указ, что какие-то заводы передаются из республиканской собственности в коммунальную. И ЕАБР этим доволен. А вот надурить МВФ такими решениями не получится. Главное требование МВФ – кардинальное решение проблемы неэффективности госпредприятий, а Беларусь этим заниматься не хочет. По этой причине программа с МВФ приостановлена.

— Может ли возобновиться сотрудничество с МВФ в 2018 году без прекращения сотрудничества с ЕАБР?

— Работа с одной организацией никак не мешает работе с другой. Вопрос можно ставить не о возобновлении сотрудничества, а о возобновлении переговоров. Последние три переговоры крутились вокруг реформы неэффективных предприятий, и МВФ по сути очень дипломатично дал понять, что ему надоела болтовня на эту тему. Если Беларусь решится на такие реформы, то МВФ для нее двери не закрывал. Там достаточно быстро можно получить деньги на программу реформ. Но совсем не очевидно, что белорусские власти на это решатся. Сейчас у нас ситуация в экономике не такая сложная, как это было даже в 2015-2016 годах, за что можно порадоваться, но именно это является признаком того, что в ближайший год серьезных структурных реформ ждать не приходится.