Найти тему
Армянский музей Москвы

Историческая встреча: Достоевский и Айвазовский

Фёдор Достоевский и его брат Михаил с 1861 по 1863 годы издавали собственный литературно-политический журнал «Время». После же его закрытия братья стали выпускать журнал «Эпоха». В этих журналах были опубликованы многие произведения Фёдора Михайловича. Среди них, например, можно выделить «Униженные и оскорбленные», «Записки из мертвого дома» и «Записки из подполья».

В одном из номеров журнала «Время» за 1861 год была опубликована статья под названием «Выставка в Академии искусств за 1860–61 год». Под анонимным автором статьи скрывался не кто иной, как сам Фёдор Достоевский.

Федор Достоевский
Федор Достоевский

В своей критической статье автор сравнивает труд художника с трудом писателя. Параллель проводится с конкретным писателем — Александром Дюма-отцом, чей плодотворный труд подчас вызывал изумление современников. Дюма-отец до сих пор среди самых плодовитых писателей мира держит почетное первенство — его работы насчитывают 100 000 страниц.

Иван Айвазовский
Иван Айвазовский

Известно, что Иван Айвазовский за всю свою долгую жизнь написал около 6000 картин.

Вот что Фёдор Достоевский писал про труд Айвазовского:

«Талант Айвазовского всеми признан, несомненно, точно так же, как и талант Александра Дюма-отца; и между этими двумя художниками чрезвычайно много общего. Г. Дюма пишет с необычайною легкостью и быстротою, и г. Айвазовский тоже. Г-н Дюма написал ужасно много, г. Айвазовский тоже. И тот и другой художник поражают чрезвычайною эффектностью, и именно чрезвычайною, потому что обыкновенных вещей они вовсе и не пишут, презирают вещи обыкновенные. Занимательность их композиций не подлежит сомнению.

Дюма читался с жадностью, с азартом; картины г. Айвазовского раскупаются нарасхват. У того и у другого произведения имеют сказочный характер: бенгальские огни, трескотня, вопли, вой ветра, молния. И тот и другой употребляют краски, во-первых, обыкновенные, а потом, вдобавок к ним, пускают там и сям эффекты — тоже с естественным источником, но преувеличенные до последней степени, до той точки, где начинается уже карикатура. Собственно говоря, в этом сравнении для г. Айвазовского оскорбительного ничего нет; все искусство состоит в известной доле преувеличения, с тем, однако же, чтобы не переходить известных границ».

Восхищен Достоевский был картиной Айвазовского «Буря под Евпаторией», написанной им в 1861 году.

Иван Айвазовский. «Буря под Евпаторией», 1861
Иван Айвазовский. «Буря под Евпаторией», 1861

«„Буря под Евпаторией“ г. Айвазовского так же изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер — без соперников, здесь он вполне художник. В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре. И этого свойства таланта г. Айвазовского нельзя назвать односторонностью уже и потому, что буря сама по себе бесконечно разнообразна. Заметим только, что, может быть, в изображении бесконечного разнообразия бури никакой эффект не может казаться преувеличенным, и не потому ли зритель не замечает излишних эффектов в бурях г. Айвазовского?»