- А это вы специально так нас развлекаете? - спросила я у Сергея, когда катер в очередной раз чуть не закрутился вокруг собственной оси на скользком льду. Думала, капитан перед девчонками решил пофорсить.
Оказалось, не специально. Просто ни руля, ни тормоза у катера на воздушной подушке, по сути, нет. Так что передвижение на этом виде транспорта вызывает только одну ассоциацию: ДРИФТ.
- А где у вас тут газ?
- Не газ, а обороты. Вот ручка.
- А сколько она жрет?
- А вы до самого лета будете ходить?
- А тормоз есть?
- А где руль?
- А почему так дорого?
- А по воде она плавает?
- А с какой скоростью едет?
- А это что за елки посреди озера?
- А оно на бензине?
Мы с Машей прилетели в Петрозаводск на два дня. Опробовать, так сказать, первый рейс Москва - Петрозаводск S7. И заодно увидеть Кижи в нетуристическом отблеске льда и луж.
Летом к острову Кижи швартуются теплоходы и ходят катера. Зимой он тоже доступен. Но транспорт будет своеобразный: катер на воздушной подушке или внедорожник BIGFOOT. Я, конечно, мечтала о последнем. Но "наш" Bigfoot как раз накануне застрял во льдах Онежского озера. Весна идет, лед тает. Было решено, что для внедорожников сезон окончательно завершен. А вот воздушная подушка еще рейс вполне осилит.
Стоимость и контакты сообщу в конце поста. Пока же - к техническим деталям.
Катер-амфибия "Хивус-6" - отечественного производства. Он вмещает 6 человек, включая капитана (бывает еще Хивус-10 на 10 человек). По льду идет со скоростью до 70 км/ч, по воде - медленнее.
На мой вопрос, будут ли рейсы продолжаться вплоть до открытия навигации в мае, Сергей качает головой. Нет, сегодня фактически последний рейс. Озеро вскрывается, лед трескается. А Хивус может преодолеть препятствие только до 40 см высотой. Иначе просто "сядет" на него. А еще на Хивусе не ходят по открытым водоемам (высота волны не более 1,2 м, скорость ветра не более 15 м/с). И по дороге обратно мы поняли, почему. К вечеру на озере уже образовались большие полыньи. Даже по спокойной воде Хивус сколькиз намного тяжелее, чем по льду. А при наличии волн поездка окажется слишком долгой и затратной в плане бензина.
Кушает такая машинка прилично: на нашу поездку протяженностью около 120 км уйдет около 60 л бензина. Но бензин - далеко не главный расходник, предугадывает Сергей наше удивление грабительской стоимости катания на Хивусе.
Главный расходник - ремни вентилятора. Стоят 40000 (парочка запасных для наглядности валяется прямо в салоне). И сам вентилятор - 90000. Сергей рассказывает, сколько стоит ремонт каждого элемента конструкции, как часто "летят" ремни, как стирается ограждение.
- Но это ничего, все равно Хивус - самая удобная машина в наших условиях. У нее двигатель от Волги! Так что хоть запчасти на заводе-производителе покупать не обязательно втридорога.
Ни руля в привычном понимании, ни тормозов у Хивуса нет. Руление осуществляется с помощью пластин, расположенных за винтом. Они направляю тпоток воздуха, а соответственно - и Хивус. У обычных судов руль под водой. У этого - аналогичный, но воздушный руль.
В начале сезона по льду прокладывается трасса, в навигационной программе отмечаются все препятствия. Каждый год лед намерзает по-разному, и на экране навигатора хорошо видны места, где приходится притормаживать и искать максимально гладкий проход. Также по маршруту втыкаюся еловые ветки - чтобы в непогоду и без навигатора можно было пройти.
А еще у Хивуса есть печка. И внутри феерически тепло. И сиденья мягкие.
А еще у Хивуса есть окно в крыше! Как в лимузине! И можно встать в полный рост и снимать все вокруг. Ветер в лицо, Сергей предупреждает: держите шапку, а то в винт попадет, и конец - и шапке, и винту.
В общем, за час пути до Кижей я прониклась крайне теплыми чувствами к нашему транспортному средству. Оно - классное. Очень своеобразные ощущения, очень нетривиальная поездка. Для меня это первый опыт передвижения на катере на воздушной подушке, если что.
На пол-дороги попросили остановить машину и вылезли на лед.
Крайне позабавил тот факт, что по дороге туда почти всю дорогу работал интернет от Билайн. По дороге обратно пошел дождь, и интенета не стало. На Кижах был интернет, но не было сотовой связи (как так??? я думала, это взаимосвязано, но телефон позволил мне позвонить с помощью Telegram, но не позволил традиционным методом).
Где найти себе подушку, если непременно хочется зимой и на Кижи?
Я начала поиски на сайте Информационного туристского центра республики Карелия. Нашла там ссылку на сам заповедник "Кижи". Они организуют экскурсии. Зимой тур, включающий проезд на подушке + экскурсия + билет + ремесленны мастер-класс + чаепитие на одного человека стоит 4200 р. Столько же стоит аналогичный тур в большинстве тур-агентств города Петрозаводск (на сайте этого же туристического центра есть список фирм, и я написала в несколько, и скачала все программы с предложениями, и сравнила цены).
Дорого. Но я была морально готова. Уж больно хочется необычного. Летние Кижи и толпы с теплоходов - это не мое. Хочу по-другому. Хочу, чтобы странно. Хочу ощущений и чувств.
Однако такие туры делаются только по выходным на регуляной основе. А по будням - желающих слишком мало. Только индивидульно. В общем, мы начали частное общение на предмет "дайте только катер" с несколькими компаниями.
Катер или вездеход на двоих предлагали за 12000 рублей, на пятерых - 17000 рублей. В ходе переговоров цена поменялась и превратилась в 10000 рублей на двоих или 12500 рублей на пять человек. Не думаю, что ее можно уронить еще ниже.
Находила я и пару групп Вконтакте, анонсирующих наличие у них Хивуса. Но группы на вид не живые, и цены не заявлены, так что ссылки давать не буду. Они ищутся обычным поиском.
Еще одно впечатление. Уже в Кижах общались с тетушкой, открывающей музей и продающей билеты. Она сказала, что туристов довольно много и зимой. Хоть кто-ниудь добирается почти каждый день. Особенно немцы. Они на лыжах приходят. Тут недалеко, с базы отдыха.
А вот и небольшое видео под конец: продолжительность 1 мин.
Понравилась ли мне наша поездка? Да. Но в большей степени благодаря Хивусу, чем самим Кижам. Хотя и заповедник, вместе со следовавшим за нами всю дорогу черным грачом, произвел-таки впечатление.