Мой сосед по гаражу с начала ноября покупал себе машину. Купил только позавчера. И за эти полтора месяца он четыре раза чуть было не лишился денег.
История из разряда нарочно не придумаешь.
Почитайте, чтобы знать, как оно бывает, и как не стоит покупать автомобиль.
Пару слов о нашем герое
Есть у меня сосед по гаражу - Сергей Иванович. Уже года три как на пенсии. Всю жизнь проработал слесарем в Газпроме. Интеллигентный слесарь, к которому все обычно обращаются по имени-отчеству.
Перед выходом на пенсию купил он себе Ауди Q3 в кредит.
Уж не знаю, что там у него произошло, но осенью этого года затеяли они с женой развод и раздел всего совместно нажитого имущества. Про причины развода я у него не спрашивал, а он мне сам не рассказывал. Развелись и развелись.
И вот, новоиспеченный холостяк в самом расцвете сил решил начать новую жизнь с обновления своего автопарка.
Продал он свою Ауди Q3 (уж не знаю, почему все знакомые мне владельцы Ауди называют их в женском роде) за миллион сто. К слову, за пять лет его автомобиль и 50 тысяч пробега не накатал. Состояние близкое к идеальному.Говорят, продешевил. Но таков уж Сергей Иванович.
За годы жизни с женой он приучился во всем следовать ее указаниям. Нет, не подкаблучник. Просто исполнительный очень. Как жена скажет, так и сделает.
А тут свобода! Сам может решение принимать. Захотел машину продать, и продал. Предложили 1 100 000, согласился. Главное, сам продал и сам согласился на эту цену!
В общем, решение продать машину и купить новую для Сергея Ивановича стало первым самостоятельным решением за последние лет тридцать. И он был уверен, что все пройдет как по маслу.
Попытка номер 1. Б/у, зато Мерседес и полный фарш
Получив предоплату за свою Ауди, Иваныч тут же нашел себе замену. Мерседес C-класс. Не новый, конечно, почти ровесник его машине, пробег по-больше. Но ведь полный люкс, с его слов. Он, холостяк в самом расцвете сил, достоин лучшего, достоин Мерседеса.
Сразу рассчитаться за Мерседес у него не получилось, потому что не получилось сразу получить всю сумму за свою проданную Ауди.
Аванс за свою машину он получил, а оформить в ГАИ не получалось. ПТС у жены. Пусть бывшей, но жены. А она вроде и обещала отдать ПТСку, да как-то не торопилась. Вот и договорились с покупателем, что половину стоимости машины он отдает сразу, а вторую половину после регистрации в ГАИ.
С продавцом Мерседеса Иваныч договорился на тех же условиях с той лишь разницей, что Ауди свою он отдал после получения аванса покупателю, а продавец Мерседеса после оплаты Иванычем половины стоимости оставил автомобиль у себя.
Неделю безлошадный Иваныч ждал от жены ПТС. Получил и помчался в РЭО. Переоформил свою Ауди. Договорился с продавцом Мерседеса.
На следующий день поехал переоформлять на себя Мерседес. Но в ГИБДД ему сообщили, что автомобиль находится под арестом, запрет на регистрационные действия. У владельца Мерседеса долгов выше крыши.
Продавец Мерседеса Иваныча успокоил, мол ты мне оставшиеся деньги давай, я свои долги закрою, приставы арест снимут за 10 дней, потом переоформишь Мерина на себя.
Вечером после этой беседы безлошадный Иваныч подкараулил меня у гаража и посвятил в эту хитроумную схему.
Мы с Иванычем проверили продавца по базе исполнительных производств. Долгов на полмиллиона. Проверили автомобиль в реестре залогов на сайте нотариальной палаты. Он в залоге у банка. Совет Иванычу был однозначный: забирай деньги и забудь про этот Мерседес.
С горем пополам Иваныч свои деньги с продавца получил обратно. Повезло. Пару дней умолял, плакался, но деньги получил.
Забрав деньги, вечером Иваныч как бы невзначай оказался около моего гаража и торжественно сообщил мне о своей победе.
Попытка №2. Опять на не же грабли
Решив, что с б/у автомобилями связываться опасно, Иваныч проехался по автосалонам, приценился. Но достойного предложения найти не смог. Либо дорого и не по карману, либо дешево и как-то бюджетно.
Дня через четыре после нашей последней встречи Иваныч утром опять подкараулил меня у гаража и попросил проверить автомобиль, который он нашел на Авито.
Обменялись с Иванычем номерами телефонов, чтобы ему не приходилось меня караулить, а мне не приходилось гадать, ждет меня очередное свидание с соседом или нет. Я ему объяснил, что для проверки автомобиля мне одной фотографии машины с сайта объявлений недостаточно, нужны ВИН автомобиля и данные продавца (ФИО и дата рождения или ИНН).
Уже к обеду Иваныч успел встретится с продавцом, выведал у того данные по машине и паспортные данные. Скинул мне. Я проверил по тем же базам данных. В реестре залогов нет. В базе у приставов только неоплаченный штраф. На сайте ГИБДД ареста на автомобиле нет. Из любопытства проверил на сайте районного суда дела в отношении продавца.
Бинго! Обнаружилось свежее недавно начавшееся гражданское дело о разделе имущества, участником которого является продавец. Причем судя по карточке дела, суд принял обеспечительные меры и наложил арест на имущество каждого из супругов до вынесения решения по существу. Что именно арестовано, там не указано. Сообщил информацию Иванычу, мол вроде бы все с машиной нормально, но про раздел имущества у продавца спросить стоит.
Тот расспросил продавца и выяснил, что они с женой делят имущество, что суд действительно арестовал часть имущества, в том числе автомобиль. Но определение суда об обеспечительных мерах в ГАИ никто не направлял, поэтому и ареста нет. Вернее, на бумаге арест есть, а в базе ГИБДД ареста нет. И вообще, машина так и так за ним останется после раздела, и бояться нечего.
Но Иваныч сам только-только развод пережил. Он знает, как тяжело у бывшей жены ПТСку забрать, а уж тем более автомобиль.
В общем, с этим автомобилем у Иваныча тоже не срослось. Зато он окончательно убедился в том, что машину ему лучше искать новую из салона, а не б/у с сайта объявлений.
Попытка №3. Выгодное предложение
Тем временем ноябрь уж почти закончился. Занесло нашего героя аккурат на рубеже последнего месяца осени и первого месяца зимы в автосалон Ниссан.
В автосалоне Иванычу очень приглянулся X-Trail, а продавец (менеджер) мало того, что расхвалил этот самый X-Trail, так еще и по секрету рассказал Иванычу, что до конца ноября у них именно на эту модель действует специальное очень выгодное предложение. Аналогов этому предложению нет и не будет. Выгодное, просто жуть! Аж, до 300 000 рублей можно сэкономить. Нужно торопиться, 30 ноября на календаре.
Впрочем, паспорта и денег при себе у нашего героя не оказалось. Но менеджер заверил, что до пятницы, то есть до следующего дня, для Иваныча выгодное предложение придержат в виде исключения.
Утром следующего дня 1 декабря Иваныч был в салоне с паспортом и деньгами, готовый ко всему, в том числе ко встречей с мечтой.
Иваныч стоял около своего X-Trailа и стойки со стоимостью этого X-Trailа, где русским (арабским) по белому было указано 1 294 000 рублей. Паспорт у него в кармане. В сумке 1 200 000 рублей. Полная уверенность, что он сейчас заплатит за машину 1000 000, еще на 300 000 рублей оформит кредит и к обеду уедет из салона на новеньком авто.
И разве мог тогда Иваныч знать, что звездочка... какая-то несчастная звездочка... проклятая звездочка рядом с ценником может стоить полмиллиона рублей.
Оказалось, что 1 294 000 рублей это стоимость машины со всеми возможными скидками трейд-инами и прочими программами лояльности, да еще и без учета уже установленного на этот автомобиль дополнительного оборудования в виде пневмо упоров для капота и еще чего-то. Вот если бы Иваныч не продал свою Ауди, а сдал бы ее в утиль и справку привез, то ему бы сделали скидку. А если бы Иваныч в трейд-ин пригнал годовалого Ниссана, то скидка еще больше была бы. Программа лояльности!
А так как нет оснований для максимальной скидки, то для Иваныча данный автомобиль стоит не 1 294 000, а все 1 750 000 рублей.
Поворот неожиданный, но ведь это всего лишь деньги. А тут мечта! Пусть внезапно возникшая, но мечта!
С помощью менеджера Иваныч подал заявку на автокредит по специальной программе Nissan Finance.
1 200 000 у него были на руках, еще 100 000 можно с карточки снять. Итого: 1 300 000 рублей наличкой, остальные 450 000 в кредит на пять лет. Так прикинул Иваныч.
Однако, условия кредита оказались иными. Во-первых, не пять лет, а только три. Во-вторых, первоначальный взнос по кредиту не 1 300 000, а 600 000 рублей. В-третьих, страхование жизни, еще чего-то и КАСКО. Оформили заявку на кредит, взяли с Иваныча аванс в 600 000 рублей и отпустили домой ждать одобрения кредита.
К вечеру Иванычу позвонили и сообщили, что автокредит ему не одобрили. Предложили выбрать другой автомобиль или в другом банке счастья попытать.
Ночь выдалась бессонная. Тягостные раздумья мучили Иваныча. Автомобиль-мечта в очередной раз мимо него прокатился.
Следующим утром наш герой в автосалоне Ниссана пытался получить свой аванс обратно. Печально жаловался менеджеру на банкиров, которым "жалко что ли!", и прикидывал, что бы он мог себе еще купить из автомобилей. С Иваныча взяли заявление на возврат аванса, обещали позвонить как только - так сразу и отпустили без денег.
Суббота прошла - не позвонили. В воскресенье тоже не позвонили. В понедельник Иваныч позвонил мне и пожаловался на автосалон, который что-то никак не возвращает ему деньги.
Салон Ниссана от моего офиса недалеко находится, суды у меня в понедельник все на после обеда, утро свободно. Поехали с горе-покупателем в автосалон разбираться.
После моего объяснения продавцам и директору салона всех судебных и внесудебных перспектив дальнейшей волокиты с выдачей денег менеджеры вдруг зашевелились, вдруг приехал откуда-то какой-то толи юрист, толи руководитель... В общем выяснилось, что аванс от Иваныча как-то не так приняли, неправильно провели, потом заявление на возврат денег от Иваныча получили, но в офис не отправили, чтобы не выяснилось, что неправильно провели аванс...
Но нам с Иванычем до их внутренних разборок дела никакого, нам деньги получить нужно. Мне желательно до обеда с этим делом разобраться, так как после обеда мне в суд. Быстро оформили все необходимые соглашения, акты, заявления. Нас заверили, что в ближайшее время деньги вернут. Мы поверили.
Прошло три дня, а денег нет. В четверг мы с Иванычем позвонили на горячую линию Ниссан, объяснили ситуацию, нажаловались на дилера. Через пару часов после телефонного звонка в представительство Ниссан Иванычу с извинениями позвонили из автосалона и пригласили завтра утром, или в субботу прийти в салон и забрать свои деньги.
Завтра утром, то есть в пятницу, Иваныч в салон приехал, но нужной суммы в кассе не оказалось. А в субботу свои деньги Иваныч успешно забрал.
Попытка №4. Очередь на XRAY
Пока мы с Иванычем выбивали с автосалона его аванс за X-Trail, и я и он сошлись во мнении, что иномарки это не его. Ну, не везет ему с иномарками. Почему бы не присмотреть себе что-нибудь из нашего родного отечественного автопрома.
Вот, Лада, например, это тот же Ниссан... только Лада.
На эту мысль нас натолкнули стоявшие в автосалоне Ниссан, автомобили Датсун Он-До и Ми-До. Те же Лада Калина и Гранта, только Датсун.
Как выяснилось позже, и я и Иваныч после знакомства с Датсунами проехались по автосалонам Лада. Он сразу в понедельник рванул по всем трем ВАЗовским салонам, а я в течение недели мимоходом заезжал туда же и почти за тем же.
Мне не понравился XRAY и очень понравилась Веста SW (универсал).
Иваныч Весту даже не смотрел. Он загорелся покупкой кроссовера. Да не простого кроссовера, а "LADA XRAY 1,8 5AMT / Exclusive! Полнейший люкс всего за 845 000 рублей". Именно так, восхищенно и с восклицательным знаком, мне сказал Иваныч - человек, который 5 лет проездил на Ауди Q3. Я смеялся в голос.
Кроссовер в максимальной комплектации, кредит не нужен. Надо брать, решил Иваныч. Но... Если бы не было "но..." это был бы не Иваныч.
Но, 600 000 рублей были вложены в покупку X-Trailа и все еще висели где-то в автосалоне Ниссана. Оставшихся денег на покупку машины не хватало, зато при себе был паспорт и немного наличности.
Менеджер автосалона Лада объяснил, что автомобили у них расходятся как горячие пирожки, что этот XRAY не сегодня-завтра заберут, а когда им привезут такой же автомобиль неизвестно. Чтобы забронировать его за Иванычем, нужно внести аванс 10 000 рублей. 10 тысяч это не 600 000, Иваныч аванс внес и автомобиль за собой забронировал.
Мне он об этом рассказал в следующий понедельник, когда в том же автосалоне Лада пытался получить этот аванс обратно, а ему его аванс не возвращали.
Получив в субботу свой аванс за X-Trail, в понедельник Иваныч приехал за XRAYем. Но тут выяснилось, что в автосалоне есть автомобиль с механикой, а с роботом нет. Толи Иваныч не так понял, толи менеджер не так объяснил. Но долгожданного LADA XRAY 1,8 5AMT / Exclusive! в наличии не оказалось, да и не было его. Был LADA XRAY 1,8 5MT / Exclusive. Но это совсем другое, это без восклицательного знака и с тремя педалями.
Вот и спорили они до обеда. Иваныч с квитанцией требовал либо деньги взад, либо машину с роботом. Менеджеры Иванычу договор показывали, где про коробку передач и конкретную комплектацию ни слова не написано, мол забронировали за собой машину, будьте любезны купить. Пугали Иваныча пунктом договора про "обязуется вернуть ... за вычетом понесенных расходов" и говорили, что из-за Иваныча расходов накопилось аккурат на 10 000 рублей его аванса. Спорили они спорили, но деньги вернули. Все 10 000 рублей.
Попытка №5. Обдуманная
В понедельник после очередного триумфального возвращения Иванычу его аванса за автомобиль (на этот раз за XRAY) мы с ним договорились встретиться после обеда в другом автосалоне Лада и вместе посмотреть на Весту.
Мне Веста универсал очень понравилась, и я намеревался убедить Иваныча в том, что это лучшее для него предложение из имеющихся в настоящее время. Чем именно мне понравилась Веста, я обязательно расскажу как-нибудь позже. Посмотрю на нее в жизни и поделюсь своими впечатлениями.
Главное условие, которое я поставил Иванычу, не брать с собой в автосалон паспорт.
Он это условие выполнил, приехал без паспорта.
Итак, пока другие посетители автосалона скромно смотрели на Весту со стороны или пробовали садиться за руль и регулировать кресло, мы с Иванычем изучали Весту СВ и Весту СВ Кросс по полной.
Проверили все возможные регулировки водительского и пассажирского кресел, рулевой колонки и зеркал, понажимали все кнопки в салоне, бардачок, подлокотник, розетки, место для ног, место над головой, обивка, звук магнитолы... из претензий к салону осталась только заглушка на месте кнопки открывания багажника. Она (заглушка, вместо кнопки) немного разочаровала.
Проверили багажник. Он большой. Не только большой, но и удобный.
Пространству под капотом досталось больше всего. Все, что можно было открыть руками (бачки, крышки, блоки) было открыто. Я даже кожух ремня ГРМ открутил заранее заготовленным ключом. Проверили подрамник. Фильтры, трубки, провода. Подвеске тоже досталось нашего внимания.
Наверное, чтобы прекратить наше с Иванычем необычайно пристальное изучение автомобиля, отпугивающее других посетителей, менеджер автосалона предложил нам тест-драйв. Через пять минут мы уже катались на Весте в окрестностях автосалона.
После тест-драйва и мне, и Иванычу Веста СВ понравилась еще больше. Спортивного от этого вагона мы не ожидали, но вагон получился добротный.
Менеджер, видя в глазах Иваныча вызванные Вестой эмоции, тут же запел про оформление покупки, про "горячие пирожки" которые у них расходятся как автомобили, про аванс/задаток. Да, и Иваныч хотел было оформить покупку, но паспорта с собой у него не оказалось.
Мы с ним условились, что он хорошенько дома все обдумает, еще раз сравнит все просмотренные им с начала ноября автомобили, потом еще раз обдумает, и только потом с паспортом и деньгами приедет за автомобилем. С мыслью о покупке автомобиля переспать нужно.
На этот раз он думал почти неделю. Только в воскресенье Иваныч с паспортом и деньгами приехал в автосалон за Ладой Вестой СВ. За той самой, которую мы с ним тщательно изучили, облазили со всех сторон. Она так же стояла посреди зала, посетители автосалона так же скромно рассматривали ее снаружи и изредка присаживались за руль. Эта Веста ждала Иваныча, это его Веста. Он пришел за ней. У него с собой паспорт, деньги в нужном количестве. И сегодня он заберет свою машину домой.
Не забрал. Не в этот день.
В то воскресенье Иваныч подписал договор купли-продажи, оплатил свою Весту, но забрать ее не смог. Его Веста стояла пару недель посреди торгового зала, ее из любопытства мучили совершенно посторонние люди, которые тыкали кнопки, крутили крутилки, дергали рычаги. Не так, конечно, нахально, как мы с Иванычем, но все же. Машину перед тем, как передать довольному покупателю нужно проверить. А на СТО при автосалоне в воскресенье кого-то из контролеров не оказалось, поэтому не получилось проверить и подготовить автомобиль к передаче по акту. Торжественное вручение автомобиля перенесли на понедельник.
В понедельник, когда все уже было готово к передаче автомобиля владельцу, Иваныч сообразил, что его Весту неплохо было бы подготовить к суровым условиям реальной жизни. Он попросил установить на машину подкрылки, обработать антикорром. Еще пару дней Иваныч решался на покупку комплекта ковриков в салон и выбирал зимнюю резину.
На улице, как ни крути, декабрь, а резина летняя. Зимней резины в подарок никто не обещал.
Наконец, в четверг долгожданная передача автомобиля законному владельцу состоялась. Ну, а в этот понедельник Иваныч получил и номера для своей Весточки.
Счастливый конец
Иваныч, который, наконец, получил новый автомобиль, очень доволен своей Вестой.
Она у него еще меньше недели, и, пожалуй, рано еще оценивать его ощущения от автомобиля. А вот сам Иваныч заметно изменился с начала ноября, и уж тем более в сравнении с тем Сергеем Ивановичем, которым он был еще год назад. Два разных человека.
Уж не знаю, что именно на него повлияло, новый автомобиль, перипетии в процессе его покупки или развод с женой (хотя развелись-то они еще в сентябре или начале октября), но его теперь не назовешь исполнительным подкаблучником-домоседом. У мужика такая тяга к путешествиям открылась!
Если на Ауди он за все 5 лет и 50 000 км не проехал, то на новенькой Весте за прошедшие с момента покупки 6 дней он уже почти 2000 км накатал.
И как накатал! Съездил в горы, вернулся, чтобы поставить машину на учет и получить номера, потом поехал в Ессентуки минералочки попить да в Кисловодск по парку прогуляться. Из Кисловодска вернулся, чтобы с наглой довольной мордой мне о своих путешествиях рассказать и поделиться планами на Новый год.
Ему, видите ли, нужно до праздников успеть ТО-0 пройти, чтобы Новый год в Сочи встречать.
Рад за него!