Римма Ремизова
Для того, чтобы найти прорывные решения, «Газпром нефть»провела хакатон.
Термин «хакатон» пришел в бизнес из IT-среды. Его классическое определение – форум разработчиков, в ходе которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения, сообща работают над решением какой-либо проблемы. Результат хакатона – программный продукт в высокой степени готовности.
Компания «Газпром нефть» провела курс «Битва коммерсантов. Цифровая трансформация – 2017» для своих сотрудников. Финалом курса стал хакатон.Основная идея хакатона «Газпром нефти» – создание временных команд для решения бизнес-задач с применением цифровых технологий, «прокачка» навыков гибкого взаимодействия друг с другом и с разработчиками, которые выступали полноценными членами команды. Именно это требуется компании, недавно открывшей собственный Agile-кластер, куда переданы проекты, связанные со стремительной цифровизацией бизнеса топливной компании.
Приглашенный эксперт Павел Таргашин, консультант по цифровой трансформации, соавтор и преподаватель образовательной программы Microsoft EMEA сформулировал замысел хакатона так: «Компании стоят перед необходимостью обучить персонал и погрузить сотрудников в цифровую среду. Если этого не происходит, то у компании в самом ближайшем будущем возникнут очень большие проблемы. На внедрении технологий все только начинается: с технологиями работают люди, и они должны разделять ценности цифровизации. Только в этом случае технологии будут эффективны».
7 компетенций, главная – инновационность
Чтобы стать участником хакатона, сотрудникам пришлось пройти ряд отборочных этапов (анкетирование, переговорные поединки, презентации, анализ бизнес-ситуаций, решение интеллектуальных и творческих задач), каждый из которых требовал от них колоссальных усилий.
Компетентностный подход лежит в основе системы поддержки и развития интеллектуального ресурса компании. Поэтому основой для разработки заданий, в том числе в финале, стал профиль коммерсанта, состоящий из 7 компетенций, одна из которых – инновационность.
Организаторам мероприятия и руководителям компании тоже пришлось учиться в ходе проекта. «Мы искали информацию, изучали, как это проходит в крутых IT-компаниях, примеряли этот формат на себя. Нам удалось перевернуть сознание и участников, и руководителей, и свое. Вернувшись на свои рабочие места, мы не будем работать по-прежнему, это и есть начало трансформации», – комментирует Ольга Музалева, руководитель направления организации обучения и развития персонала «Газпромнефти» и руководитель проекта.
Без бюрократии
Важная составляющая хакатона – отсутствие корпоративной иерархии и бюрократических препонов. Заказчики и разработчики работали в командах с бизнес-аналитиками, вскрывали проблемы в неформальной обстановке: каждый мог задать вопрос, предложить идею и подискутировать.
Хакатон шел практически в круглосуточном режиме в течение трех суток. В итоге разработка продуктов происходила довольно быстро. «Хакатон – инструмент развития внутреннего инновационного потенциала. В каждом человеке есть этот потенциал, но зачастую он скрыт. Раскрыть его можно, если дать человеку инструменты и возможности», – отмечает еще один приглашенный эксперт Дмитрий Масленников, технологический предприниматель и консультант по корпоративным инновациям, основатель частной венчурной компании Disruptive.vc.
«Хакатон – интересный формат взаимодействия бизнес-аналитиков, коммерсантов и разработчиков. Считаю, что даже если один из представленных в финале проектов будет реализован, наша «битва» уже окупила себя. К тому же на мероприятии я увидел, как в компании формируется правильная корпоративная культура, культура участия. Моя задача – поддерживать эту культуру, помогать талантливым людям развиваться профессионально», – подчеркнул Александр Крылов, директор по региональным продажам «Газпромнефти».
Из 650 кандидатов в финал вышли 45
Принять участие в битве коммерсантов имели возможность все сотрудники подразделений «Газпром нефти», имеющие статус не выше, чем «специалист». К участию в хакатоне зарегистрировалось 650 человек, из них 339 человек прошли онлайн-отбор. По итогам последующих отборочных туров в финал вышли 45 человек. Было сформировано 8 команд по 5-6 человек, в которые вошли незнакомые друг с другом в основном молодые люди из абсолютно разных подразделений компании.
«Для участников команд, задачи, которые достались им для решения, стали своего рода открытием, участники практически ничего не знали об особенностях того или иного бизнес-процесса. Но именно в этом и заключается замысел: они могли выдвигать и проверять гипотезы, не будучи зашоренными предыдущим опытом. Разные взгляды, разные направления бизнеса, разные люди с разным опытом и компетенциями, позволили с разных сторон рассмотреть предложенную проблему и найти, возможно, совершенно неожиданное решение», – говорит Дмитрий Масленников.
В ходе битвы участники работали с реальными бизнес-кейсами, решали задачи, о которых в «Газпромнефти» знали, но у бизнеса, что называется, до них «не доходили руки». При этом заказчиками решений выступили руководители тех компаний, чьи кейсы решали участники. Определение, какая из команд будет решать тот или иной кейс, осуществлялось посредством жеребьевки.
Свои решения команды презентовали жюри, в состав которого вошли 14 человек – руководители компаний-заказчиков и эксперты. Наработки, созданные участниками во время хакатона, будут переданы «настоящим» командам для доработки и внедрения.
Что именно предложили команды?
Читайте продолжение на Executive.ru