На традиционной ежегодной пресс-конференции президент России продемонстрировал невиданную щедрость и заботу о бизнесе, пообещав налоговые послабления. А вернее, пообещал "простить" долги по налогам и взносам, возникшие до 2015 года.
С той поры (с 14 декабря) прошло немного дней, но сколько соловьиных трелей пролилось за без малого две недели, сколько восхищенных вздохов и выдохов со словами "новогодний подарок", "налоговая амнистия". А эти хвалебные оды светлейшему и наищедрейшему!
Тут и проект указа президентского подготовили. И вроде даже закон о налоговой амнистии 2018 года готовят.
Авторами закона о списании в 2018 году долгов физических лиц и ИП стали вице-спикеры Госдумы: Сергей Неверов, Петр Толстой и Александр Жуков, а также глава комитета по бюджету Андрей Макаров и член комитета Андрей Исаев.
Величайшая налоговая амнистия! нас ждет. Не иначе.
А что если не обращать внимание на этих соловьев с депутатскими мандатами? Что из себя представляет эта амнистия?
Президент предложил, а инициативные и исполнительные поспешили воплотить в жизнь списание задолженности по налогам, которая образовалась на 1 января 2015 года, включая задолженность по пеням, которая образовалась с тех пор. Для предпринимателей — то же самое списание по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу.
Также законом не зафиксировано никаких ограничений по минимальной и максимальной сумме налогов – списанию подлежит вся недоимка по состоянию на 1 января 2015 года. А пени аннулируются по состоянию на дату принятия налоговой инспекцией (ИФНС) решения о списании.
Беспрецедентная амнистия?
Это не первый предвыборный «подарок» Владимира Путина. Если кто забыл, в ноябре 2011 года он поручал налоговым органам списать задолженность россиян по налогам, накопившуюся по состоянию на 1 января 2009 года.
Схема старая, обещание проверенное
Простить долги трехлетней давности это разумно. Срок исковой давности, установленный Гражданским кодексом как раз и составляет 3 года.
То есть если за 3 года долги не взыскали, то они прощаются.
С налогами раньше тоже так было. Пока не изменили налоговое законодательство до неузнаваемости.
ГК РФ на налоговое законодательство не распространяется.
Срок исковой давности по взысканию налогов и взносов в Налоговом кодексе прописали так, что у налоговой инспекции теперь всегда есть 6 месяцев на подачу иска с того момента, когда она захотела подать иск. В том смысле, что точную дату, с которой исчисляется срок исковой давности, теперь не разберешь ни без поллитры, ни с поллитрой.
Но про три года в Налоговом кодексе еще местами осталось.
Вот например, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В общем, висят эти старые долги, которые раньше списывали, мертвым грузом и на должниках и на инспекторах самих инспекций.
Списать долги перед выборами это удобно. Проверено.
Ну, кто будет разбираться в причинах накопления этих долгов. Ну, кто вспомнит, что эти десятилетние (а сейчас налоговики и по долгам 10-летней давности в суды обращаются) долги по налогам и взносам образовались с подачи самого Светлоликого.
Мы вначале наворотили, а теперь прощаем
Прощение безнадежных долгов, которым больше трех лет, это разумно. Особенно если взглянуть на статью 266 НК РФ:
Безнадежными дoлгами (дoлгами, нереальными к взысканию) признаются те дoлги перед налoгoплательщикoм, пo кoтoрым истек устанoвленный срoк искoвoй давнoсти (три гoда), а также те дoлги, пo кoтoрым в сooтветствии с гражданским закoнoдательствoм oбязательствo прекращенo вследствие невoзмoжнoсти егo испoлнения, на oснoвании акта гoсударственнoгo oргана или ликвидации oрганизации.
Поэкспериментировали с налогами, насобирали бородатых долгов, а теперь не знаем, что с ними делать... простим.
Экспериментировали ведь не только со сроками исковой давности по налогам.
Придумали хитрую штуку с налогом на прощенные долги.
Банки списывают кредиты, а налоговая выставляет к оплате 13% налогоплательщику (заемщику) от списанной суммы, и требует оплату, в т.ч. через суд.
Это ведь при Путине придумали. А теперь Путин говорит, чтобы убрали этот маразм законодательно.
Так маразм только крепчает.
Требуется мужество, чтобы признать свои ошибки и ответить за них. Гораздо проще свои ошибки простить.
Можно было бы признать, что в налоговой сфере было сделано многое неправильно. Но удобнее простить долги тем, с кого еще не успели ошибочные долги содрать.
Не буду углубляться в несовершенство налоговой системы последних лет. Для примера возьму эти налоги со списанной задолженности.
Президент сказал, что это бред. Тем, кто эти бредовые налоги еще не заплатил, их планируется списать. А тем, кто этот бред оплатил? Им вернут деньги?
Нет. Им тоже все простили.
А ведь еще взыскивали налог со страховых выплат по ОСАГО и КАСКО. Это не бред?