Найти тему
Журнал "Домовёнок"

Яхта своими руками из фанеры по проекту «Каравелла»

Использование листовой фанеры широко распространено в судоходстве. Такое судно не сложно сделать самостоятельно. При этом изготовленная яхта своими руками из фанеры обладает рядом достоинств, среди которых прочность, простота изготовления и обеспечения водонепроницаемости и пр.

 На фото - мини-яхта по проекту «Каравелла»
На фото - мини-яхта по проекту «Каравелла»

Общие сведения

Данное судно имеет следующие достоинства:

  • Благодаря тяжелому балластному килю эта яхта обладает хорошей устойчивостью, что позволяет плавать в прибрежных морских водах.
  • Судно можно использовать для плавания по мелководью, только понадобится убрать шверт.
  • Осадка этой небольшой яхты составляет 0,45 м и онаобладает всеми преимуществами легкого швертбота, являясь при этом прогулочной яхтой на двоих человек.
  • Транцевый нос позволяет ей не «втыкаться» в волну, а легко на нее всходить. Поэтому ей не грозит оказаться залитой с носа.
  • При крене подветренный бок судна входит в оду, что препятствует еще большему наклону.

Яхта имеет одну каюту, которая расположены в носу судна. Спальные места расположены под сиденьями кокпита. Когда яхта на стоянке, в каюте могут храниться снаряжения и паруса. Невысокая носовая рубка защищает кокпит от брызг.

 Эскиз яхты
Эскиз яхты

Шестиметровая мачта устанавливается в степсе на крыше рубки, поэтому ее не сложно сделать заваливающейся. На такой яхте можно плавать с убранным швертом в полный бейдевинд или лавировать под одним гротом. Это особенно важно при плавании в узких местах по мелководным акваториям.

Изготовление яхты

Конструкция корпуса довольно простая и лаконичная, а количество ее деталей сведено к минимуму. В основе корпуса лежат два транца, две поперечные переборки, которые выгораживают концевые отсеки, полупереборки на шп3и 2, продольные переборки, которые являются стенками кокпита в районе шп. 2-4 и швертовый колодец.

 Размеры транцев и теоретический чертеж яхты
Размеры транцев и теоретический чертеж яхты

Поперечные жесткие переборки выполняют рольлекал при сборке корпуса вверх килем.

Инструмент

Постройка яхты из фанеры потребует следующий инструмент:

Без некоторых элементов и из этого списка можно обойтись, но, тем не менее, они будут не лишними.

Транцы

Бортовые рейки топтимберсов необходимо на всех транцах и переборках выполнять длиннее и соединять их строго горизонтальными поперечинами. Делать это следует с таким расчетом, чтобы вставлять их возможно было на ровном полу или на стапеле. При сборке рамок базовая плоскость располагается на 900 мм выше ватерлинии.

 Сечения по шпангоутам
Сечения по шпангоутам

На этом уровне необходимо связать концы топтимберсов поперечной шергень-планкой. Стойки к транцам прикрепляются с учетом их наклона к вертикали. В данном проекте трансы изготавливаются из красного дерева,доски можно взять толщиной в 22 мм.

Поверхности транцев, покрытые лаком, придают судну нарядный вид. Конечно, можно обойтись и менее дорогими материалами.К примеру, транцы можно выполнить из той же фанеры 8—12 мм толщиной, цена на которую значительно ниже, чем на красное дерево.

Швертовый колодец

Качеству сборки швертового колодца следует уделить особое внимание, так как его основание служит местом крепления фальшкиля. Собирается данный узел согласно чертежу, на эпоксидном клее. (см. также Чем склеить фанеру между собой)

Совет!
Лучше всего изготовить детали швертового колодца из дуба и бакелизированной фанеры, что обеспечит его прочность.

Сборка корпуса

Инструкция по сборке корпуса довольно простая. Осуществлять ее необходимо вверх килем, связав установленные на стапеле шпангоуты килем и прочими продольными рейками.Со всех кромок, которые прилегают к фанере, необходимо снимать малку.

 Сборка яхты на стапеле
Сборка яхты на стапеле

Продольные стенки кокпита подгоняют по месту. Их удобней поставить до обшивки корпуса. Основание швертового колодца нужно тщательно подогнать по обводу киля. Его ставят на клей, после чего притягивают к килю с помощью длинных шпилек.

После этого можно начинать обшивать борта и днище фанерой. Собранный корпус рекомендуется снаружи оклеить стеклотканью на эпоксидной смоле.

После того, как корпус будет снят со стапеля, фанерные настилы ставят на место и настилают палубу.

Совет!
Открытые кромки фанеры необходимо защищать штаниками или буртиками, это предотвратит ее разрушение.

Комингс рубки-козырька склеивают из восьми реек сечением 5X70 мм. Козырек можно выполнить с прямым лобовым комингсом, однако выглядеть он будет менее эстетично.Бимс рубки делается ламинированным и прикрепляется к переборке шп. 2.

 Чертеж киля в сборе с фальшкилем
Чертеж киля в сборе с фальшкилем

Балластный фальшкиль делают литым из свинца, однако допускаются и другие варианты, с одним лишь условием, что его вес будет около 180 кг. К примеру, можно сварить его из пластин толстолистовой стали или сделать стальную коробку и заполнить ее цементом. Возможен вариант выполнения железобетонного фальшкиля.

Для его крепления будет достаточночетырех-шестиболтов, которые должны по длине пройти сквозь киль и основание колодца. Дополнительно швертовый колодец скрепляется с корпусом яхты при помощи поперечной планки. Шверт же вырезается из шестимиллиметрового стального листа.

Шверт также можно сварить из двух частей. При этом сварной шов необходимо тщательно обработать, а саму деталь хорошо выправить.

Совет!
Под гайки крепежных болтов подкладывайте широкие шайбы, чтобы предотвратить смятие древесины.

Шверт устанавливается прорезью на шпильку, закрепленную в фальшкиле. Поднимается он при помощи цепочки, снабженной рукояткой.Также в кокпите можно поставить простую лебедку с храповиком или использовать таль со стопором, которая позволит фиксировать шверт в любых промежуточных положениях.

Оборудование

Яхта из фанеры должна обладать определенным оборудованием. В первую очередь надо сделать пайолы в кокпит,щиток для входного люка в рубку, а также крышку ахтерлюка.

 Схема парусного сооружения
Схема парусного сооружения

Кроме того нужен прочный битенг для крепления буксира и якорного каната, шкотовые и швартовные утки, рулевое устройство. Щиток желательно снабдить жалюзи, чтобы улучшить вентиляцию каюты.

Мачта делается клееной пустотелой,длиной 6,36 м. Гик изготавливается сплошного сечения. Для увеличения скорости в слабые ветра можно сшить генуэзский стаксель 2,4м длиной по нижней шкаторине.Его площадь должна составлять около 5,1 метров квадратных.

Вывод

Имея определенные навыки столярного мастерства, совсем не сложно выполнить детали яхты, в соответствии с приведенными выше чертежами. Сборка также не является сложным процессом, благодаря простой конструкции судна. При этом, на изготовленной собственноручно яхте можно прогуляться по реке и даже выйти в море.

Дополнительную информацию о строительстве фанерной яхты можно получить из видео в этой статье.

Читать далее...