Первенство в сфере создания беспилотных летательных аппаратов в настоящий момент, безусловно, принадлежит Соединенным Штатам, которых, впрочем, стремительно догоняет Китай. Наша страна пережившая развал СССР и эпоху «ельцинизма» к сожалению, пока отстает от ведущих держав, но продолжает интенсивно работать на собственными дронами.
Одним из самых перспективных проектов в этой области, является программа по созданию новейшего российского «супербеспилотника» над которым работает объединенное конструкторское бюро (ОКБ) имени Симонова. В рамках этого проекта предполагается создание тяжелого БЛА массой порядка 4-5 тонн, который будет летать со скоростью 750-950 километров в час.
Из источников в оборонно-промышленном комплексе известно, что новый БПЛА будет оснащен турбореактивным двигателем, обеспечивающим скорость полета, по меньшей мере вдвое превышающую скорость винтовых беспилотников аналогичного класса, а полезная нагрузка аппарата составит примерно 500 килограммов.
Целесообразность развития и создания новейших БПЛА уже ни у кого не вызывает сомнений, и министр обороны РФ Сергей Шойгу неоднократно заявлял, что опыт выполнения боевых задач в Сирии показал, что БПЛА незаменимы в ходе боевых действий.
Основу вооружения нового аппарата составят управляемые ракеты класса «воздух-поверхность», предназначенные для уничтожения широкого спектра наземных целей. Это в свою очередь позволит использовать БПЛА как в антитеррористических операциях, так и в широкомасштабных боевых действиях.
Для справки:
"Опытно-конструкторское бюро "Сокол" было основано в 1959 году на базе студенческого Опытно-конструкторского бюро Казанского Авиационного Института и Казанского авиационного завода (Казанского Авиационного Промышленного Объединения имени С. П. Горбунова), и первоначально, до 1982 года, называлось ОКБ спортивной авиации (ОКБ СА).
Тематика первых десяти лет: спортивные и учебные планеры, которые конструировались и строились на высоком научно-техническом уровне, широко использовались в системе ДОСААФ.
В 1968 году ОКБ приступает к разработке самолётов-мишеней на базе серийных самолётов с небольшим остаточным ресурсом.
Первой такой разработкой стал самолёт-мишень М-19 на базе самолётов МИГ-19 различных модификаций. В 1969 году эта мишень была запущена в серийное производство.
Затем началось переоборудование самолетов МИГ-17 различных модификаций в самолёт-мишень М-17, который был запущен в серийное производство в 1970г.
В 1975 году ОКБ стало заниматься модернизация массовой воздушной мишени Ла-17М, а с 1978 года проводилось конструкторское сопровождение модернизированных мишеней под обозначением Ла-17ММ.
Следующей серьезной работой стало создание самолёта-мишени М-21 на базе сверхзвуковых истребителей МИГ-21 различных модификаций. Эта мишень находилась в серийном производстве с 1981 года.
В тот же период был разработан самолёт-мишень М-29, созданный на базе учебно-тренировочного самолета L-29 и запущенный в серию в 1992 году.
Двухместные самолеты (L-29 и МИГ-23УБ) послужили базой при разработке также воздушных командных пунктов ВКП-3 и ВКП-5, задачей которых являлось управление самолётами-мишенями в воздухе.
Однако ОКБ не ограничивалось переоборудованием уже созданных летательных аппаратов и создавало свои оригинальные аппараты. В 1987 году запуском в серийное производство закончилась разработка комплекса буксируемой мишени "Комета" с самолётом-буксировщиком Су-7У или Су-25Б.
В 1993 году в серию запускается разработанный в ОКБ комплекс воздушной мишени "Дань", модернизация которого завершилась в 2009 году.