На базе института высоких технологий представители Совместной комиссии по изучению новейшей истории российско-германских отношений встретились с историками, педагогами, творческой интеллигенцией.
Как в немецком обществе воспринимаются события 1941-1945 годов? Почему выступление российского школьника в Бундестаге – это тревожный симптом? Как сегодня память о войне не превратить в войну памяти? Обо всем рассказал научный сотрудник Мюнхенского института современной истории доктор Юрген Царуски.
- Выступление в Бундестаге старшеклассника из Нового Уренгоя Николая Десятниченко раскололо на два лагеря и российское общество. А как это выступление восприняли у вас?
- Знаете, мне этот юноша понравился. Такой светлый искренний умный парень. Но выступление перед Бундестагом – не дело детей! В 2014 году сюда пригласили выступить Даниила Гранина. И вот его речь произвела на парламентариев мощное впечатление. Но это были слова 95-летнего мужчины, пережившего блокаду, выдающегося писателя. А вот нынешнее приглашение в Бундестаг очень юного человека проявило тревожные симптомы в нашем обществе. Если тему войны отдали на откуп ребенку с такой высокой трибуны, значит, в немецком обществе до сих пор нет полного осознания, как тяжелы эти уроки войны и насколько глубокого и честного осмысления они требуют.
- То есть в немецком обществе нет до сих пор однозначного понимания, что развязанная против СССР война – это было преступление?
– Такое понимание есть, но я пока не вижу глубокого осмысления тех событий. Недостаточно говорить, что «там на Востоке» состоялось наше преступление. То есть состоялось где-то далеко, и поэтому мы не в состоянии оценивать, что они там, наши соотечественники, делали на самом деле. Этими вопросами надо заниматься, с осознанием, что война 1941-1945 – это… ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ