Продолжаю рассказ о посещении Тереспольского укрепления крепости Брест-Литовск .
Сейчас попасть на Тереспольский остров с Волынского укрепления можно только по единственному подвесному мосту, да и то с специального разрешения пограничной службы. Сам мост находится в состоянии близком к аварийному, но производит неизгладимое впечатление, как ощущениями при переходе через полноводный Западный Буг по качающейся под ногами хлипкой конструкции, так и неповторимым антуражем 30-40-х годов. Когда-то многие пункты пропуска на старой границе СССР оформлялись вот такими звездами.
Этот мост надо сохранить во чтобы то ни стало.
В силу особенностей погранзоны я не фотографировал его в деталях, да и дождь не давал активно пользоваться фотокамерой.
Вид на мост в перспективе с Волынского (Южного) острова. На другой стороне Тереспольский остров - единственный участок суши бывшего СССР, а теперь СНГ на территории Евросоюза. Плацдарм ОДКБ на территории НАТО.
Как такое могло получится? А все очень просто.
В 1939 году после освободительного похода Красной Армии на запад, на помощь братскому белорусскому народу, страдающему под игом панской Польши, и торжественной передачи Брест-Литовска от Германии СССР возник вопрос о границе. Ну чтобы все было решено правильно бойцы РККА быстро возвели плотину поперек Западного Буга в районе Тереспольского моста и воды реки были направлены в водяной ров окаймлявший с запада Тереспольское укрепление. Вскоре было решено провести границу между СССР (БССР) и Германией по Западному Бугу, а так как Буг протекал уже западнее Тереспольского острова, то и сам остров и расположенные на нем укрепления отошли к СССР (БССР), в составе которой и пребывают по сей день.
Попав на Тереспольский остров мы повернули по дороге направо на север. Та дорога что уходила прямо вела вдоль КСП и нам туда было не надо. Задача была осмотреть только ту территорию, которую в ближайшее время передадут городу и на ней будет организован туристический маршрут.
Пройдя пару сотен метров по дороге от подвесного моста я почувствовал знакомый с детства запах железной дороги.., а затем мы вышли на обширный пустырь с остатками какой-то будки. Это была площадка (лесопилка) по изготовлению пограничных столбов и столбов ограждения и пропитке их креозотом. Каменноугольный креозот, предохраняющий столбы от гниения, представляет собой смесь фенолов, ядовит. При попадании на кожу, токсическое действие креозота и его паров усиливается воздействием солнечных лучей. Считается канцерогеном. В общем о пункте пропитки столбов мы узнали по характерному запаху креозота, который ни с чем не спутаешь. Станция пропитки и почти все сооружения лесопилки были ликвидированы в процессе ревитализации ландшафта, а пропитанный креозотом грунт (читай культурный слой) сдвинут бульдозером в валы. По всей видимости компоненты креозота продолжают поступать в грунтовые воды, а с ними в Западный Буг. С этим объектом надо что-то делать, например, провести полную дегазацию. Но, при этом надо учитывать, что тупо вывозить грунт на свалку нельзя, т.к. это культурный слой средневекового Бреста и периода функционирования крепости. Так что дело за военными химиками - есть возможность тренировать свои навыки в мирных условиях. Но обязательно под надзором археологов.
К сожалению, станцию пропитки я не снимал, т.к. шел дождь и я берег фотоаппарат для более вкусных объектов.
Первый крепостной объект Тереспольского укрепления мы осмотрели на западном краю станции пропитки. Пороховой погреб постройки начала ХХ века относился к "бетонному периоду строительства крепости". Аналогичный по конструкции погреб мы уже осматривали на Волынском укреплении по дороге сюда. Этот отличается только деталями устройства сквозника и худшей сохранностью деталей интерьера. Погреб включен как объект показа в проектируемую туристическую тропу.
Рядом с погребом к запаху креозота примешивается запах ГСМ бывшего склада. В период расположения здесь воинской части Советской Армии в этом месте при попытке почистить резервуар из под бензина погибло несколько солдат. Первый спрыгнул вниз и потерял сознание от паров, все последующие, кто туда прыгал, уже пытались вытащить своих потерявших сознание товарищей. Но не получилось... Типичный армейский случай нарушения правил ТБ и неопытности солдат.
Ну не будем о грустном. Данный погреб еще недавно использовался в качестве склада. Входные ворота на проемах сквозника давно утрачены и они заложены кирпичом с вставленными современными дверями. Внутри сквозника сделана перегородка.
Южное (левое) помещение сквозника, куда мы попали через приоткрытую дверь. Много всяких полезных ящичков, для любителей военное хабара.
Продолжение следует
Оригинальный репортаж в моем блоге starcom68
#Брест #Крепости #Беларусь