По мнению бизнесмена Алексея Загуменнова, миссия его фирмы — приносить радость детям всего мира. О том, как на месте неудавшегося бизнеса по созданию сайтов возникла фирма, поставляющая детское игровое оборудование на российский и европейский рынки, «Понедельнику» рассказывает управляющий группой компаний «Авира» Алексей Загуменнов.
— Алексей Николаевич, вы учились в Пермском государственном техническом университете на факультете строительства автодорог, в какой момент вы поняли, что не планируете связывать будущее с этой профессией и хотите заниматься бизнесом?
— Если честно, я понимал это уже в школе. В Политех поступил случайно. Я сдавал экзамены сразу в два университета: в технический на строительство и в классический — на экономическую теорию. Вышло так, что в ПГУ я не добрал один балл, а в ПГТУ поступил гарантированно. В те времена нельзя было дожидаться результатов зачисления, как сейчас. Поэтому я решил не рисковать — и пошел в Политех. О решении этом нисколько не жалею. Техническое образование очень помогает в работе, влияет на образ мышления. А аналитика в бизнесе еще никому не мешала.
— Расскажите, с чего начиналась «Авира», был ли у вас тогда опыт по построению бизнеса?
— Мой первый бизнес стартовал, когда мы с друзьями открыли компанию по созданию сайтов. Нам тогда не хватило опыта, и компания распалась. Чтобы прокачать навыки я пошел работать менеджером по продажам промышленного грузоподъемного оборудования.
«Авира» появилась почти случайно. Компания по производству сайтов работала по упрощенной системе налогообложения. Я стал думать, как можно использовать это юрлицо, раз уж с сайтами не получилось. Как дополнительное направление развития было выбрано детское игровое оборудование. Начинали мы с детских уличных площадок, а сегодня, спустя семь лет, стали крупнейшими в России производителями детского игрового и развлекательного оборудования.
— А как вы сами относитесь к продукту? Какие чувства у вас вызывают муниципальные игровые площадки?
— Сегодня многие дворы приводятся в порядок. Но все же остается слишком много мест, которые просто опасны для детей, хотя и называются детскими площадками. Своих детей я бы туда, например, не пустил.
— Есть ли среди ваших продуктов такой, о котором, вы сами мечтали в детстве?
— Игровые лабиринты. Это вообще мой любимый продукт «Авиры». В детстве мы бегали по стройкам, играли среди кирпичей и труб. А сегодня мы производим игровые лабиринты — максимально безопасные и комфортные, но не менее интересные. Этого в детстве мне точно не хватало. Сегодня даже в самом простом лабиринте, установленном в крошечном кафе, дети развлекаются больше, чем развлекался в детстве я. Плюс к этому они еще развиваются физически и обретают навыки общения с другими детьми.
— Что было для вас самым сложным на начальном этапе?
— Любой бизнес на старте сталкивается с одной и той же проблемой: как найти клиента? Компании без имени сложно искать заказчика. Но мы шли до конца, не останавливались. Этому учат и исторические личности, вроде Уинстона Черчилля, и современные деятели, например Ричард Брэнсон. Идти до последнего — это и мой собственный принцип.
— Как вы разрабатываете дизайны изделий, подбираете ассортимент товаров?
— Нам сложно говорить об ассортименте товаров. Дело в том, что каждый проект, который мы выпускаем под брендом Avira Kids или совместно с нашим стратегическим партнером «Цари Спарты», уникален. Это не прихоть, а требования рынка. У кого-то площадь побольше, у кого-то поменьше. Кто-то хочет высокую горку, а кто-то вместо нее хочет установить карусель. Кроме того, два одинаковых проекта не могут существовать в одном и том же городе — один из них обязательно потеряет аудиторию. Каждому клиенту приходится создавать собственный дизайн-проект. Для этого наши дизайнеры учатся аналитическому мышлению. Они регулярно посещают зарубежные выставки и мероприятия, знакомятся с мировым опытом. На профильных мероприятиях бываю и я сам. Результаты такого анализа перерабатываются в соответствии с российскими возможностями — и предлагаются клиенту.
— А как вы тестируете товары?
— Как правило, перед упаковкой разобранного изделия на производстве проходит контрольная сборка. Изделие тестируют специалисты отдела контроля качества и линейные руководители. В некоторых случаях мы отправляем прошедшие контроль качества новинки на растерзание детям. В 2015 году мы открыли в Перми детскую игровую комнату «Авирята», которая выполняет функции испытательного полигона «Авиры». Дать детям свободу на гарантированно безопасном оборудовании — лучший способ проверить долговечность материалов, комплектующих и деталей.
— Алексей Николаевич, вы уже семь лет работаете на российском рынке индустрии развлечений. Как вы его охарактеризуете?
— Этот рынок богат, но еще не насыщен. В Европе такого размаха для игроков рынка развлечений нет. Мне кажется, детство у маленьких европейцев проходит скучнее, чем у наших детей. Там нет таких игровых центров, как у нас. Российский рынок развит наравне с американским и китайским рынками. И этот рынок постоянно обновляется: меняются игроки, меняются форматы, появляются уникальные проекты. Поэтому перенасыщения ждать не стоит.
— Вы также поставляете товары в 14 стран мира и имеете офис в Праге, скажите, сильно ли отличаются требования для детских игровых комплексов в России и за рубежом?
— Требования в принципе везде одни и те же: максимальная безопасность для ребенка. Остальное — нюансы вроде требований Госпожнадзора или его аналога, санитарных норм и прочего.
— А как вы выходили на европейский рынок?
— Так как рубль в последнее время сильно упал, мы легко зашли в Европу, предложив более низкую стоимость продукции. Кроме этого, в Европе стоимость трудовых ресурсов выше. При этом мы смогли предложить продукцию сопоставимого качества. Вот и все составляющие успеха.
— Вы дважды входили в топ-250 генеральных директоров, а ваш пример для подражания — Ричард Брэнсон, почему именно он?
— Это не тот человек, который основал бизнес и всю жизнь занимался только его развитием. Ричард Брэнсон — серийный предприниматель, который создал огромное множество разноплановых предприятий, почти везде конкурируя с крупнейшими игроками рынка. Вспомните, например, как он подвинул British Airlines. Брэнсон не боится бросать вызов, его не пугают трудности и видимые заранее сложности. Он бьется до последнего — и выигрывает. Такой подход достоин уважения.
— В чем вы видите миссию компании и вашу миссию как ее директора?
— Миссия группы компаний «Авира» — приносить радость детям всего мира. Я хочу, чтобы дети получили то, чего раньше у них не было, — физическое и социальное развитие в игровой форме при полной безопасности. «Авира» создает для этого необходимую среду. А моя персональная миссия — добиться того, чтобы дети все же получили наши новинки.
Текст: Анастасия Столбова