Найти в Дзене
Мировая политика

Штурм под кодовым названием «Шторм-333»

Афганистан стал последней горячей точкой холодной войны, заодно он стал последней горячей войной СССР. Начался же конфликт ровно 38 лет назад, 27 декабря 1979 года, с операции под названием «Шторм-333», более известной как штурм дворца Амина.

Но с чего же всё начиналось? Предыстория насчитывает не год и не два, даже не один десяток лет. Всё началось во времена так называемой «Большой игры» - противостояния Российской и Британской империй за господство в Центральной и Южной Азии. Собственно, в середине 18 века на территории современного Афганистана образовалось государство, именуемое Дурранийской империей. Просуществовала она меньше сотни лет и служила эдаким буфером между Россией и Британией. На территории образовавшегося королевства началось противостояние двух империй на афганской земле.

Борьба шла с переменным успехом, но, внезапно, в 1919 году Великобритания таки отказалась от претензий на Афганистан, а, тогда уже советская, Россия направила в страну деньги и оружие, за что Афганистан первым признал её на международном уровне.

Помощь-помощью, а признание признанием, но последующие 3 десятилетия Афганистан балансировал меж двух систем. Правда, многие афганцы имели родню в близлежащих советских среднеазиатских республиках и могли оценить разницу в уровне жизни, причём сравнение было отнюдь не в пользу фактически средневекового Афганистана. В 60-х власти определились и начали всё больше склоняться к Союзу, который воспользовался ситуацией и начал налаживать жизнь в тогда ещё королевстве, заодно отстраивая инфраструктуру и занимаясь образованием чиновников и офицеров. Масштабы советской помощи были колоссальными: страна фактически была построена чуть ли не с нуля.

Штатам, естественно, такой вариант развития событий не понравился, поэтому в 1973 году в АФганистане внезапно произошел переворот, дружественная СССР монархия была свергнута, а новый правитель Мухаммед Дауд, будучи ярым антикоммунистом, начал проводить национализацию всего построенного на советские деньги. При этом он ещё и опирался на исламистов и нагло требовал продолжения поддержи с советской стороны. В СССР отказали, поэтому Дауд потерпел да прилетел в СССР, откуда был, фактически, изгнан. Вернувшись в Афганистан, Дауд внезапно получил массовые протесты, переросшие в военный переворот, в результате которого и был убит.

Пришедшие на смену Дауду коммунисты во главе с Нур Мохаммадом Тараки начали строить новое общество: боролись с традициями типа похищения невесть, отменили долги крестьян перед ростовщиками, раздали этим самым крестьянам землю, национализировали воду, запретили женщинам носить паранджу и так далее. В общем, начали строить бесклассовое светское общество. Тут-то и нарисовалась одна важная проблема: в Афганистане хватало аристократов и исламистов, которым очень не нравилось такое положение дел. В общем, вскоре в стране начался форменный бардак с постоянными попытками переворотов и небольшой гражданской войной. Ко всему этому добавилось и противостояние в правительстве.

В общем, Тараки оказался слабым лидером и был смещён своим же заместителем Хафизуллой Амином. Произошло это в сентябре 1979 года. За короткий срок Амин начал активно действовать и наводить порядок в стране. Но тут Тараки умудрился пожаловаться лично дорогому Леониду Ильичу, который отдал приказ КГБ устранить Амина, который уже успел даже развенчать культ личности Тараки и начать воплощать планы по построению социалистического Афганистана, поделенного на республики, за 4 неполных месяца создав вполне внятную страну. Но тут товарищ Брежнев вспомнил о своём поручении, данном КГБ. Прими Леонид Ильич другое решение…

Амин верил в СССР и не ожидал чего-либо плохого, тем более в Афган был отправлен гонец – генерал-лейтенант Виктор Папутин, уверенный, что едет договариваться о военном сотрудничестве. На самом деле он был отправлен с целью усыпить внимание Амина, который тут же приказал пропускать в страну советские войска. Тут стоит отметить, что Папутин, узнав о своей реальной роли, застрелился из подаренного Амином пистолета.

Введенные в страну советские войска и спецназ КГБ к 25 декабря взяли под контроль авиацию и ПВО Афганистана. Днём 27 декабря Амина попытались отравить во время обеда, но прибывшие советские врачи, не знавшие о спецоперации (а отравление было спланировано КГБ) спасли афганского лидера. Попытка отравления насторожила охрану.

Дальнейшие события развивались весьма стремительно: в 19:10 группа советских диверсантов на автомашине приблизилась к люку центрального распределительного узла подземных коммуникаций связи, проехала над ним и «заглохла». Пока часовой-афганец приближался к ним, в люк была опущена мина и через 5 минут прогремел взрыв, оставивший Кабул без телефонной связи. Сам штурм начался в 19:30 по местному времени, а за пятнадцать минут до него бойцы одной из групп «мусульманского» батальона, проезжая через расположение третьего афганского батальона охраны, увидели, что объявлена тревога — в центре плаца стояли командир и его заместители, а личный состав получал оружие и боеприпасы. Автомобиль с разведчиками «мусульманского» батальона остановился возле афганских офицеров, и они были захвачены, но афганские солдаты открыли огонь вслед удаляющейся машине. Разведчики «мусульманского» батальона залегли и открыли огонь по атакующим солдатам охраны. Афганцы потеряли убитыми более двухсот человек. Снайперы тем временем сняли часовых у вкопанных у дворца в землю танков.

Затем две самоходные зенитные установки «Шилка» «мусульманского» батальона открыли огонь по дворцу, а ещё две — по расположению афганского танкового батальона охраны для того, чтобы не допустить его личный состав к танкам. Автоматические гранатомёты «мусульманского» батальона открыли огонь по расположению охраны, не позволяя личному составу покинуть казармы.

Спецназ КГБ выдвинулся к дворцу, а «мусульманский» баальон обеспечивал внешнее кольцо прикрытия.Ворвавшись во дворец, штурмующие «зачищали» этаж за этажом, используя в помещениях гранаты и ведя огонь из автоматов.

Когда Амин узнал о нападении на дворец, он приказал своему адъютанту сообщить об этом советским военным советникам, сказав: «Советские помогут». Когда адъютант доложил, что нападают именно советские, Амин в ярости швырнул в него пепельницу и крикнул «Врёшь, не может быть!». Сам Амин был застрелен при штурме.

Одновременно со штурмом дворца Тадж-Бек группами спецназа КГБ при поддержке десантников 345 парашютно-десантного полка, а также 317-го и 350-го полков 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии были захвачены генеральный штаб афганской армии, узел связи, здания ХАД и МВД, радио и телевидение. Афганские части, дислоцированные в Кабуле, были блокированы (в некоторых местах пришлось подавлять вооруженное сопротивление).

В ночь с 27 на 28 декабря в Кабул из Баграма под охраной сотрудников КГБ и десантников прибыл новый афганский лидер Бабрак Кармаль. Радио Кабула передало обращение нового правителя к афганскому народу, в котором был провозглашён «второй этап революции». Советская газета «Правда» 30 декабря написала, что «в результате поднявшейся волны народного гнева Амин вместе со своими приспешниками предстал перед справедливым народным судом и был казнён». Кармаль высоко оценил героизм участников войск КГБ и ГРУ, штурмовавших дворец, сказав: «Когда у нас появятся свои собственные награды, мы наградим ими все советские войска и чекистов, участвовавших в боевых действиях. Мы надеемся, что правительство СССР наградит орденами этих товарищей».

В страну были введены советские войска. Американцы, в свою очередь, поддержали исламистов, которых готовили в соседнем Пакистане. Началась девятилетняя война регулярных войск с моджахедами, активно поддерживаемыми США. Подготовленные к глобальной войне солдаты изучали тонкости борьбы с партизанами на месте. Фактически СССР наступил на те же грабли, что и США во Вьетнаме. Как итог – во второй половине 80-х СССР начал сдавать политические позиции, в 89-м войска были выведены. Бардак в Афганистане остался, а мир получил гигантский наркотрафик и запрещённую в России Аль-Каеду, заботливо выращенную американскими руками. Мир и порядок в Афганистане не наступили до сих пор, а воспитанные Штатами радикальные исламисты и не думают исчезать.

Автор Павел Шумило