Найти тему
galgut_and_books

Связь горничной и аристократа привела к катастрофе.

- Да, сэр.

- Конечно, сэр.

Вот и все фразы, которые должны присутствовать в лексиконе горничной. Ещё необходимо уметь подать, принести, вытереть и помочь хозяйке разоблачиться. Между этими незамысловатыми действами лишь сплетни с другими служанками в бакалейной лавке, единственный выходной в год на Материнское воскресенье и, если повезёт, тайные отношения с мужчиной, ограничивающиеся короткими встречами там, где никто не увидит.

Джейн повезло. Любимица хозяина дома (он даже разрешает ей брать почитать книги из его библиотеки) и любовница настоящего породистого жеребца (выражаясь исключительно словами автора). К тому же героиня - сирота с младенчества, что означает никаких обязательств перед родственниками, возможность оставлять все заработанные деньги себе, и быть полностью свободной в Материнское воскресенье, ведь матери, к которой нужно было бы ехать, у неё нет.

Весь сюжет романа крутится вокруг одного рокового дня, которому суждено перевернуть всю жизнь героини. Несколько часов до катастрофы описываются детально, как будто нужно прочувствовать каждую мелочь, запечатлеть в памяти все движения, все слова и мысли. Фокус при этом постоянно смещается, одна и та же сцена показывается с разных ракурсов, диалоги повторяются с целью показать восприятие происходящего каждым из героев. Сам автор периодически отдаляется и вещает издалека, возвращаясь затем в голову того или иного персонажа, чаще в сего в мысли Джейн. Собственно повествование и построено на литературных приёмах, оно прыгает с места на место, а также во времени: на пять минут назад, на час вперёд или сразу в далёкое будущее. И фишка романа именно в этом, ведь событий на всю книгу раз два и обчёлся.

А вот основная идея вырисовывается на последних страницах романа, и о ней не сразу догадываешься. Кажется, что «Материнское воскресенье» о любви и потере, о несладкой жизни прислуги в начале XX столетия, или, может быть, о книгах, занимающих такое важное место в жизни героини. На самом же деле роман - рефлексия писателя, как творца реальности, как рассказчика и того, кто обводит вокруг пальца доверчивых читателей/слушателей. Так выходит сам Грэм Свифт на протяжении всех трехсот страниц играл с читателем, обманывал его, чтобы окончательно сокрушить в самом финале.

В конечном итоге, впрочем, мы находим все ловушки и понимаем, для чего они были расставлены. Первая - профессия героини. Не для того она была служанкой, чтобы возвести на пьедестал проблему невозможной любви и подогреть градус переживаний за персонажей. Истинная причина кроется в том, что

«только так можно стать профессиональным «наблюдателем за жизнью», ибо ты находишься как бы вовне определённого круга, но можешь видеть всё, что происходит внутри. Ведь считается, что слуги не живут, а только прислуживают тем, кому на роду написано жить по-настоящему».

Вторая уловка - приём с повторением сцен. Он служит конструктом для создания романа. То есть каждая вновь обыгранная сцена не что иное, как очередной вариант того, как можно описать ситуацию в произведении. Плюс к этому, повторение нужно для концентрации внимания на том, насколько важны даже самые мелкие детали. Именно кажущиеся несущественными реплики или действия в итоге могут выстрелить, стать сюжетообразующими и идейно важными.

При чтении романа стоит обратить особое внимание на два момента: то, как описано восприятие окружающего мира горничной, и то, какие книги читает героиня и как она их воспринимает. Именно эти аспекты в последствии помогут понять задумку автора.

"Дело в том, что уже сама по себе жизнь может быть приключением, считала она. Именно таков тайный смысл («подтекст», как сказали бы теперь) всех тех, столь любимых ею, книг. Да и существует ли какой-то иной способ прожить жизнь? И приключение совсем не обязательно должно быть связано с пиратами, бегством от опасности и спасением. Оно может заключаться, например, в постоянном умственном напряжении. В предположениях. В попытках представить себе. Вообразить. На что, собственно, писатели тратят свое время? Ведь писатели – это самые неприключенческие души на свете, не так ли? Сидят с утра до ночи за письменным столом и что-то себе воображают".

Остаётся добавить лишь то, что Грэм Свифт создал удивительный по форме роман, в котором событийный ряд отходит на второй план. Из-за бесконечных повторений «Материнское воскресенье» кажется тягучим и вязким. Триста страниц ложатся на плечи читателя тяжелым грузом и ощущаются как внушительный толстячок, на изучение которого ушли долгие вечера. Впрочем, неожиданная развязка оправдывает некоторую скуку, возникающую во время чтения. Тут же по окончании книги окружает рой мыслей, родившихся по вине автора. И это определённо делает честь Грэму Свифту.

Кадр из фильма «Дневник горничной»
Кадр из фильма «Дневник горничной»