Найти в Дзене
Гаражный вестник

Умер Кеничи Ямамото, отец роторной Мазды

Кеничи Ямамото, отец роторного двигателя Mazda, позже ставший боссом компании, скончался в возрасте 95 лет, сообщает Japanese Nostalgic Car. Его история одна из самых увлекательных во всем автомобильном мире.

Ямамото родился в Хиросиме в 1922 году, и, согласно Automotive News, окончил Императорский университет в Токио в 1944 году. Оттуда он управлял авиационным заводом во время войны и вернулся домой из-за письма от своей матери в сентябре 1945, через месяц после того, как Япония сдалась.

По прибытии в Хиросиму он обнаружил, что его дом разрушен, его младшая сестра умерла, а у отца признаки лучевой болезни. Чтобы поддержать свою семью, он занялся работой в Toyo Kogyo, местном производителе грузовиков и артиллерии, который был одной из немногих компаний, переживших бомбардировку Хиросимы. Ямамото начал работать как простой заводской рабочий, но в течение двух лет был замечен руководством и начал работу над новым двигателем для трехколесного грузовика Toyo Kogyo, который продавался под брендом Mazda.

-2

Toyo Kogyo выпустил свой первый «настоящий» автомобиль Mazda R360 в 1960 году, а в 1961 году начал техническое партнерство с немецким автопроизводителем NSU, который разрабатывал роторный двигатель для использования в производстве автомобилей.

Mazda R360
Mazda R360

Ямамото был назначен ответственным за команду в Mazda, которая позже стала известна как 47 самураев, которые разработали роторные двигатели. В 1964 году Mazda представила прототип Cosmo Sport, двухместного автомобиля с двухсекционным роторным двигателем. Не будет преувеличением сказать, что это машина, которая обеспечила будущее Mazda.

Mazda Cosmo Sport
Mazda Cosmo Sport

Mazda Cosmo Sport
Mazda Cosmo Sport

В 1960-е годы Министерство международной торговли и промышленности Японии (MITI) определило, что Toyota, Nissan и Isuzu станут единственными автопроизводителями страны. Это не запрещало Toyo Kogyo делать автомобили напрямую, но черезвычайно все усложняло. Ямамото использовал Cosmo Sport и свои инновационные технологии, чтобы убедить MITI дать Mazda Toyo Kogyo шанс. К счастью, у него получилось.

Cosmo Sport дошла до производства в 1967 году, став первым дорожным автомобилем с роторным двигателем, а Yamamoto и «47 самураев» продолжили разработку роторных механизмов.

Mazda ставила роторы почти на каждый автомобиль, который они продавали в 1970-х годах, но двигатель прогремел именно в линейке спортивных автомобилей RX.

Оригинальный RX-7 1978 года закрепил роторы в автомобильном мире и помог Mazda стать крупным игроком на американском рынке.

-6

Ямамото поднялся по карьерной лестнице в Mazda, став руководителем отдела исследований и разработок в конце 1970-х годов, президентом в 1985 году и председателем в 1987 году. В 1978 году Боб Холл, журналист Motor Trend и, позднее, Autoweek, предложил Yamamoto, чтобы Mazda построила двухместный родстер в классическом европейском стиле.

Три года спустя Холл присоединился к Mazda в качестве планировщика продуктов в Калифорнии, и Ямамото предложил начать исследования в направлении двухместного родстера. Став президентом в 1985 году, Ямамото проследил, чтобы Miata была запущена в производство, а Холл, вместе с инженером Тошихико Хираи и дизайнером Томом Матано, приступил к работе, воплотив проект спортивного автомобиля в реальность.

Один из дизайн-макетов Miata поздних 80-х
Один из дизайн-макетов Miata поздних 80-х

Под руководством Ямамото Mazda увидела свое величайшее достижение в автоспорте - победу в 24 часа Ле-Манс в 1991 году с болидом 787B с четырехсекционным ротором . До сих пор Mazda остается единственным японским автопроизводителем, выигравшим гонку, а 787B - единственная машина в классе с безпоршневым двигателем. Через год Ямамото ушел из Мазды.

-8

Сегодня Mazda не предлагает роторных автомобилей, но у них все еще есть команда, посвященная исследованию этого типа двигателя. И дух Ямамото и 47 самураев отражен в новом двигателе Skyactiv-X, первом бензиновом моторе, использующем компрессионное зажигание. И, конечно же, сегодня Miata жива и здорова, и уже продано более миллиона единиц.

Ямамото помог спасти и определил душу Мазды, и, хотя он ушел, компания, когда-то известная как Тойо Когё, хранит его идеалы.

-9

Анонс свежих материалов и больше правильных тачек в Телеграм-канале. Присоединяйтесь — https://t.me/gwestnik

-10

Перевод материала roadandtrack.com