Оригинал текста писался для telegram-канала Writer's Block. Тексты для него выкладываются на сайте.
Вчера подошла к концу как эпоха Двенадцатого Доктора, так и эпоха Моффата в качестве шоураннера сериала. И теперь самое время поговорить об итогах эпохи, самом Двенадцатом Докторе, рождественском спецвыпуске, и немного о том, что нас ждёт в будущем. Звучит как вступление к большому тексту, но что получится в итоге – посмотрим.
Двенадцатого Доктора анонсировали со всей возможной помпой. Было выпущено целое шоу на час или около того, в котором различные люди, как причастные к шоу, так и не очень, высказывали своё отношение к тому, каким должен быть Двенадцатый Доктор. И в конце шоу актёра таки объявили, и им оказался Питер Капальди, что для многих стало неожиданностью. Многие почему-то начали носиться с теорией, что Доктор молодеет с каждой регенерацией (что не так), что Капальди слишком стар для активного по своей сути Доктора (что оказалось не так), и прочими причинами не любить нового Доктора. Другими словами – занимались тем же, чем занимались фанаты Доктора во все времена. На эту тему существует даже смешная картинка, которая довольно хорошо отражает суть происходящего в фандоме с каждой сменой инкарнации, её я приведу ниже.
И Капальди отлично сыграл более близкого к олдскульным инкарнациям Доктора – более резкого с окружающими, сомневающегося в своих мотивациях – но в то же время более открытого. И эту смену, и реакцию на неё фанатов отлично показали через реакцию Клары (Дженна Коулман) – спутника, о котором я не говорил в предыдущем тексте. Клара изначально отказывалась видеть в Двенадцатом Доктора, но он с помощью *СПОЙЛЕР* всё же смог достучаться как до неё, так и до всё ещё сомневающейся части зрителей. Жаль, что в отличие от самого Доктора, саму эпоху в сюжетном плане лучше всего характеризует слово “неровный”. Моффат, кажется, немного устал писать Доктора, в том числе и под давлением со стороны определённой части фанбазы, и в итоге 3 сезона с Капальди так и не оказались связаны какой-то общей аркой. Это не то чтобы минус – они и не обязаны быть связаны, но мне в итоге частично было не так интересно смотреть. Клара также пострадала от этой неровности – её персонажа кидало из стороны в сторону, в том числе и потому, что ей написали три точки выхода из сериала, потому что она постоянно оставалась ещё на сезон. Но в целом я бы отнёс её скорее к хорошим спутникам.
В этой эпохе Моффат уделил больше внимания старым противникам Доктора. Два эпизода получил Даврос, использованный Расселом Ти Дэвисом в 4 сезоне, и получивший от Моффата что-то вроде ориджина. Стремление лезть в олдскул вообще записывают Моффату в минусы, но я бы это таковым не назвал. Если можно как-то интересно использовать старый материал – пусть использует. Но основное развитие получил заклятый враг/друг Доктора, Мастер. В исполнении очаровательной Мишель Гомес он завоевал ещё больше фанатской любви, но для меня он так и остался злодеем, несмотря на попытку Моффата прописать арку его искупления в 10. В конце концов, Мисси убила Освин! В целом же тот же 10 сезон был назначен BBC как точка входа для новых зрителей, вследствие чего мы и получили частичный пересказ старых сюжетов, задающую раздражающие старых фанатов, но в целом логичные вопросы Билл Потс, и почти полное отсутствие связей со старыми сезонами. Пожалуй, кроме Рождественского спецвыпуска.
Без упора на какой-то серьёзный сюжет, эпизод больше рассчитан на вызов определённых эмоций – и служит скорее для прощания и нахождения Доктором себя, чем для какого-то серьёзного подведения итогов. Дэвид Брэдли в роли Первого Доктора отлично дополняет эпизод, вдохновляется на будущие подвиги, и вместе с Капальди ищет ответ на извечный вопрос – Доктор Кто? Марк Гэтисс, казалось бы, не особо нужен серии, но свою долю очарования вносит. Первая Мировая Война, во время которой частично происходит действие серии, как сеттинг работает не так хорошо — но дело и не в сеттинге, а в событиях, которые непосредственно связаны с тем, как Доктор видит свою роль во Вселенной. И с этой точки зрения она, безусловно, нужна, и не выглядит просто данью моде. А ещё этот эпизод показывает нам Тринадцатого Доктора.
Тринадцатую инкарнацию Доктора представит британская актриса Джоди Уитакер. Пока очень мало понятно, каким будет эта инкарнация – но это не мешает фанатам носиться со странными теориями вроде того, что Повелитель Времени может менять пол только после самоубийства (что неверно), что Уитакер не справится с активностью, которую подразумевает роль Доктора (что нам ещё предстоит проверить). В общем, занимаются примерно тем же, чем занимались фанаты Доктора во все времена. И немного сексизмом. Лично я с интересом жду, что нам покажет Крис Чибнелл, который будучи обычным сценаристом выдавал серии от просто нормальных до отличных, а получив место шоураннера, вообще по слухам решил сделать горизонтальный сюжет. Это всё мы увидим, скорее всего, осенью.
Мне кажется, Двенадцатый Доктор лучше всего смотрится, когда ты видел как минимум одного предыдущего. Но как показывает практика, можно начинать и с того же 10 сезона. Возможно, BBC были не так уж и неправы, и даже Моффат, не полностью погруженный в проект, в том числе из-за семейных проблем, остаётся отличным сценаристом. Мне жаль, что я не увижу его работы в Докторе, но смотрю с оптимизмом как на будущее сериала в руках Чибнелла, так и на потенциальные новые проекты Стивена. Так что, Моффат, я отпускаю тебя. Доктор – до новой встречи!