ЭКСПЕРТИЗА : СЕРИАЛ «ОЗАРК».
«О́зарк» — американский криминально-драматический телесериал, созданный Биллом Дюбюком и компанией Media Rights Capital в 2017 году. Джейсон Бейтман исполнил главную роль, а также выступил в роли исполнительного продюсера и режиссёра.
Финансовый консультант Марти Бирд с женой Венди и детьми Шарлоттой и Джоной переезжают из пригорода Чикаго в центр летнего отдыха — городок Озарк в штате Миссури. Причина переезда кроется в том, что Марти отмывал деньги мексиканского наркобарона, однако когда схема накрылась, он оказался должен боссу мафии крупную сумму.
Сериал держит в напряжении, прекрасный кастинг актеров, великолепная операторская работа, передающая как оттенки эмоций, так и красоту озера и окружающих его лесов. У сериала высокие рейтинги, он продлен на второй сезон. Нельзя, конечно, не отметить явное сходство с лучшим сериалом «а la Достоевский» последних лет – пятисезонным «Во все тяжкие» Винса Гиллигана. И там, и здесь речь идет о том, как обыкновенный человек втягивается в наркобизнес, и как при этому у него развиваются отношения с самим собой, с женой и детьми. Но есть огромная разница между этими произведениями.
Однако позвольте отступление.
Я терпеть не могу быть моралистом, здесь легко впасть в назидательность, пафос, призывом карать и в прочие соблазны. Но в психиатрии есть такое понятие – охрана психического здоровья. Что это такое – по-моему, лучше всех сказал Фрейд. Если опустить его рассуждения о либидо и сублимации, то он определил в итоге психическое здоровье как «способность к любви и работе». Всемирная организация здравоохранения, описывая феноменологию психического здоровья, выделяет, в частности, такой его критерий как «способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами».
«Озарк» не оставляет зрителя равнодушным, потому что сделан талантливо. Некоторые эпизоды просто впечатляют. Например, то, как раскаявшийся в грехах пастор местной церкви несет в озеро своего только что родившегося сына и топит его, дабы не дать ему вырасти в этом мире порока. Но потом - то ли осознав ужас содеянного, то ли так это было им задумано изначально – вынимает первенца из воды, где он пробыл бесконечно долго, и таким образом осуществляет обряд крещения.
Или, скажем, герой сериала, Мартин, нанявший детектива обличить супружескую измену, все смотрит видео этой измены, а потом, все-таки допустив близость с неверной женой, повторят стереотипы действия ее любовника. Не может бедняга избавиться от наваждения. И жена это понимает.
Один из сильнейших моментов финала – Мартин, встречаясь с боссом картеля Деллем, выкручиваясь после убийства его подчиненного, отправляет жену и детей подальше от себя, снабжая их поддельными паспортами и деньгами. Но дети и жена не в силах бросить отца и, презирая опасность, возвращаются в его объятия. Трогает до слез.
Но давайте о сути. Главный герой стремится любой ценой спасти своих детей от мафиозной расправы, и в этом зритель ему сочувствует. И вообще – он финансовый гений и мужественный человек, он находит выход в безнадежных ситуациях, и механика отмывки денег в результате становится драматургией, с интересными поворотами и открытиями. Эдакий мастер-класс. Но что можно сказать о тех «социальных нормах, правилах и законах», которые декларируются нам с экрана? Перечислим основные:
- Америкой правят ужасные мексиканские наркобароны, ФБР, полиция и прочие службы бессильны перед ними;
- главный герой, имея возможность попасть под программу защиту свидетелей и тем спасти детей, тем не менее идет на сотрудничество с мафией, вовлекая в это своих же детей. Они становятся его помощниками в отмывке долларов;
- жена главного героя Венди, в потрясающем исполнении Лоры Винни, наставила рога мужу еще до всякой мафии, потом переживает эту измену. Может ли Мартин простить ее? На этом многое строится в сериале, и это манок для зрителя. В процессе развития действия жена становится не только помощницей Мартина в отмывке денег, но убийцей женщины, отвратительной по характеру, однако невинной;
- детишки Мартина, школьники, не просто малосимпатичны. Старшая дочь психопатка и постоянно истерит, а младший сын, совсем еще ребенок, так вообще проявляет склонности маньяка, потроша убитых животных и стреляя в людей;
- сотрудник ФБР Петти, охотник за мафиози и за Мартином – аморальный тип. Как-то стало правилом хорошего тона - в качестве перца или карри - помещать в сериал представителей ЛГБТ. Вот и наш фэбеэровец гомосексуалист. Но дело не в его предпочтениях, а в том, что он соблазняет и привязывает к себе одного из жителей городка, дабы тот добыл компромат на свою родственницу. Все это весьма натуралистично, в постельных тонах. И во всех других проявлениях своей личности сей служитель закона (в прекрасном исполнении Джейсона Харнера) омерзителен и не в ладах с этим самым законом;
- одна из сюжетных линий связана с семейкой, живущих на берегу озера – это сплошные уродцы. Глава их семейства сидит в тюрьме, а его дочь, самая умная из них, охотясь за деньгами Мартина, зажаривает парочку родственников с помощью электротока;
- в городке орудует местная банда, добывающая героин из плантаций мака и убивающая тех, кто ей мешает или просто не нравится. Жену пастора, которая была на сносях, они, например, не просто убили, но вырезали младенца из ее живота, омыли и заботливо подсунули отцу. Эдакий подарок несговорчивому пастору;
- шериф городка себе на уме, прикрывая все эти безобразия;
- в городке есть церковь, служащая прикрытием сбыта наркотиков. Так как городок на озере, то и пастор проповедует на водах. Бандиты продают героин на лодках, прямо в книгах библии. Так, по их мнению, легче избежать внимания к своей деятельности;
- жители городка, с его стриптиз-баром и оплывшими стритизершами – клинические имбецилы как на подбор.
То есть, сериал движется к финалу в сплошном негативе, в темном тоннеле, без проблеска света. Нет, я конечно, понимаю, что есть такой жанр как черная комедия, фарс, есть такая штука как гипербола, гротеск, сатира, ирония, комедийность и подобные приемы поэтизации киноязыка. В этом жанре есть вершины, одна из которых, скажем, сериал «Фарго» Ноя Хоули. Может быть, в моем описании, с невольным ироническим окрасом, все и видится как фарс. Но в том-то и дело, что «Озарк» создан как классическая криминальная драма, без всяких намеков на черную комедию. Это, господа, реализм или то, как воспринимают реализм сценарист Билл Дибук и другие создатели сериала. Исполнитель главной роли и застрельщик идеи Джейсон Бейтман – по своему амплуа актер комедийный, но здесь он в ипостаси противоположной, драматической.
И давайте не забывать – сопереживая Марину и желая ему выпутаться из передряг, мы тем самым оправдываем то, чем он занимается – то есть наркобизнес. Если удастся финальный стартап Мартина, то городок Озарк станет в Америке одной из самых мощных лабораторий по производству героина. Что это значит для психического здоровья, да просто для жизни – объяснять не надо. Достаточно вспомнить потрясающий фильм Стивена Содерберга «Траффик», с Майклом Дугласом и Бенисио Дель Торо в главных ролях, или современный сериал «Нарко», что бы понять о чем идет речь.
Позвольте еще один флешбек. В далеком 1976 году нам, студентам ВГИКА, показали на закрытом просмотре фильм Аланы Пакули «Вся президентская рать». То было время, когда социалистический реализм, с его конфликтами хорошего с еще более хорошим, был еще в силе, и советское кино, как и американское, воспевало положительных героев в их борьбе со злом. И вот вышел фильм о том, как уотергейтский скандал привел к отставке президента Америки. Это был, если хотите, антиамериканский фильм. В обойме таких фильмов были и другие выдающиеся картины – «Охотник за оленями» Майкла Чимино, «Возвращение домой» Хола Эшби, «Взвод» Оливера Стоуна, и другие. И это воспринималось нами, кинематографистами, как проявление силы и мощи американского образа жизни. Ибо только великая страна может себя так критиковать и иметь таких сильных героев. Кинематографисты охраняли психическое здоровье нации, лечили исторические и социальные ошибки.
И вот прошли десятилетия, появился «Озарк» и ему подобные фильмы и сериалы. Это уже не просто критический реализм, гиперреализм, а… как бы это назвать? Дегтевый реализм, мажущий всех, кто его смотрит, чернотой с характерным запахом смолы? Канцерогенный реализм, фатально убивающий иммунную систему здравого смысла? Психопатический реализм, переводящий все в клиническую психиатрию? Во всяком случае, антиамериканский эффект таких сериалов, как мне кажется, для большинства зрителей планеты, взращенных в иных религиях и обычаях, будет превышать проамериканское воздействие, а уж с точки зрения охраны психического здоровья так тут действие таких сериалов совсем уж разрушительное.
Вернемся теперь к началу моего эссе, к сравнению «Озарка» и сериала «Во все тяжкие». Да, в творении Гиллигана тоже идет речь о трансформации обыкновенно человека, школьного учителя Уолтера Уайта (в исполнении потрясающего Брайана Крэнстона), в наркобарона. Но учитель стал на этот путь потому, что заболел неоперабельной формой рака, и его лечение разорило бы семью. Его путь к деньгам – путь страсти, но и раскаяния. Семья не просто не принимает его – отвергает, и он стоически это переносит. Его окружают нормальные люди, а не гротескные персонажи, и ему противостоят честные полицейские (незабываемый Дин Норрис). И заканчивает он свой путь саморасстрелом, уводя с собой в могилу своих компаньонов по наркобизнесу. Тут есть чему сопереживать. В «Озарке» Мартин отмывает деньги ради денег, добровольно, а потом уже спасая шкуры своей семьи. Семьи, которая, ни минуты не колеблясь, помогает папе. Чему тут сопереживать?
Не знаю, как развернуться события во втором сезоне. Может, создатели сериала прочтут это эссе и сделают свои выводы? Это шутка, конечно. Поживем-увидим. Не удивлюсь, однако, если деготь останется дегтем.
Индекс Эмпатии (осознанного сопереживания, от +5 до -5): +3
ПРИМЕЧАНИЕ. Вот поставил эту оценку и озадачился. Как же так – сериал вызывает сильнейшее сопереживание, но имеет разрушительное воздействие на психику. Если хотите, мы имеем дело со своеобразным кинонаркотиком, тем же героином. Принимать приятно, дарует потрясающие, необычные ощущения, но почему его запрещают, а в некоторых странах даже карают смертной казнью за распространение?
После некоторого размышления я ввожу еще одну оценку воздействия фильма или сериала на нашу психику с точки зрения охраны психического здоровья. От +5, где функция охраны достигает высочайших степеней, до – 5, где это воздействие крайне деструктивно т разрушает психическое здоровье. Назовем его «Пси-индекс».
Пси-Индекс (охраны психического здоровья): - 3