На Сенатской площади выстроились несколько воинских полков, возглавляемых членами тайного общества, с целью блокировать работу правительственных органов и заставить сенаторов подписать документы, в которых фактически объявлялось об изменении государственного строя России.
В 20 - 30 гг. 19 века по всей Европе прошла волна восстаний, революций, освободительных войн, целью которых было свержение монархов и проведение либеральных реформ. Активное участие в этих событиях принимали образованные военные. С одной стороны, восстание декабристов стало в один ряд с подобными событиями. С другой стороны, ничего подобного тому, что произошло в России, не было нигде: против существующих порядков выступили представители дворянства, которое всегда было опорой российского трона.
Первое тайное общество в России появилось вскоре после окончания Отечественной войны 1812 года. Его членами стали молодые и образованные участники войны, которые после победоносного изгнания войск Наполеона вернулись в Россию с ожиданием обновления, освобождения крепостных, героически боровшихся за свободу страны рядом с правительственными войсками. Но время шло, а император так и не приступал к либеральным реформам в стране. Более того, наметилось стремление к укреплению монархической власти.
В 1816 году был создан "Союз спасения" - тайная политическая организация, цель которой "была в обширном смысле благо России". В составе организации было около 30 человек, которые назвали себя "истинными и верными сынами Отечества". Через два года, в 1818 году "Союз спасения" реформировался в "Союз благоденствия". Новая организация была более многочисленной - около 200 человек. Члены "Союза благоденствия" поставили своей задачей постепенное изменение порядков в стране путем распространения своих либеральных идей в среде образованных представителей высшего общества, развитие просвещения, борьбы с произволом в армии. На основе этого общества в 1821 году возникли две организации - Южное общество на Украине и Северное общество в Петербурге. Южное общество возглавил Павел Пестель, который был настроен к более решительным революционным действиям, а Северное - более умеренное - Никита Муравьев. Члены обоих обществ серьезно работали над программами будущего развития России, которую видели республиканским государством. Совместное военное выступление члены обоих обществ планировали на лето 1826 года. Однако обстоятельства сложились иначе.
В конце 1825 года император Александр I по время поездки по стране умер в Таганроге. По существующим в России законам его место на престоле должен был занять его брат Константин, однако мало кому было известно, что тот подписал отречение от престола в пользу брата Николая, который был крайне непопулярным среди дворян и особенно в армии. В стране на некоторое время сложилась непонятная политическая ситуация: часть военных уже присягнули Константину, и предстоящая переприсяга была для них чем-то очень странным. Сложившейся ситуацией междуцарствия и решили воспользоваться члены тайных обществ. По их планам следовало собрать войска на Сенатской площади, чтобы не дать сенаторам присягнуть новому царю, заставить их подписать документ, в котором объявлялось о свержении самовластия, отмене крепостного права, сокращении срока службы в армии, провозглашении в России гражданских свобод. Диктатором (руководителем) восстания был назначен князь С. Трубецкой. Часть военных под командованием А. Якубовича должна была захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью. Планировали также захватить Петропавловскую крепость.
Николаю стало известно о готовящемся выступлении, и он постарался сделать все, чтобы препятствовать намеченному мятежниками развитию событий. Рано утром 14 декабря (по ст. стилю) сенаторы присягнули новому императору, а затем покинули здание. Не состоялся и штурм Зимнего дворца: Якубович в последний момент отказался командовать войсками, опасаясь, как он говорил впоследствии, кровопролития.
К 11 часам утра на Сенатскую площадь прибыл Московский полк, позже подошли Гренадерский полк и Морской экипаж. Войска выстроились в каре вокруг Медного всадника. Все пространство вокруг площади постепенно заполнилось народом, тут были просто любопытные, но были и откровенно сочувствующие. К восставшим на коне подъехал генерал-губернатор Петербурга М. Милорадович и стал призвать солдат и офицеров вернуться в казармы и присягнуть Николаю Павловичу. Все знали Милорадовича как смелого боевого генерала, героя войны 1812 года, и руководители восстания всерьез опасались его влияния на солдат. Один из активных членов тайного общества П. Каховский выстрелил в генерала и смертельно его ранил.
Время шло, а никаких решительных действий восставшие так и не предпринимали. На площадь не явился диктатор восстания С. Трубецкой, и план выступления с самого начала был нарушен. Между тем, Николай отправил на площадь верные ему войска, численность которых в несколько раз превосходила количество восставших. Несколько попыток атаковать бунтовщиков были ими отбиты, а собравшийся вокруг народ стал криками подбадривать восставших, в сторону правительственных войск даже полетели камни и поленья. Постепенно темнело, и Николай, опасаясь, что волнения распространятся на народ, окруживший войска, приказал применить против восставших артиллерию. После первых же выстрелов на площади остались убитые и раненые военные и гражданские, остальные солдаты стали отходить - одни по Галерной улице, другие по льду Невы. По ним тоже стреляли, лед ломался, и многие тонули. К ночи восстание было разгромлено.
Через несколько дней, узнав о событиях в Петербурге, члены Южного общества тоже предприняли попытку антиправительственного выступления, однако были разгромлены правительственными войсками.
Сразу же после разгрома восстания в Петербурге начались аресты его участников. Самых активных членов тайного общества допрашивал сам Николай в Зимнем дворце. Для расследования всех обстоятельств подготовки восстания был создан тайный Следственный комитет под председательством военного министра А. Татищева. Через полгода Комитет представил императору отчет, в котором определялась степень виновности участников мятежа.
Арестованные содержались в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях в очень суровых условиях. Все они во время следствия вели себя по-разному: лишь немногие не давали никаких показаний, большинство же подробно написали обо всех обстоятельствах своего участия в заговоре. Сегодня трудно судить этих людей, ведь для многих из них превыше всего были понятия дворянской чести, которые предписывали быть откровенными с государем. Другие хотели, рассказав подробно о планах общества, обратить внимание властей на необходимость решить существующие о стране проблемы.
Приговор Верховного уголовного суда был оглашен специальным манифестом 1 июня (по ст. стилю) 1826 года. Все арестованные были разделены на 11 разрядов по степени их виновности. Самых опасных преступников было пятеро - Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев - Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин и Петр Каховский. Их приговорили к самой страшной мере наказания - четвертованию. Тех, кто вошел в первый разряд, осудили на отсечение головы, остальных к разным срокам каторги. Николай I высочайшим указом смягчил приговор: пятерым самым опасным преступникам четвертование заменили повешением, остальным сохранили жизнь. Все члены Верховного суда поддержали приговор, против высказался только адмирал Н. Мордвинов, который сослался на закон об отмене смертной казни, приятный еще Елизаветой и подтвержденный Павлом I.
Краткие биографии казненных декабристов
Пестель Павел Иванович [24.6(5.7). 1793, Москва,— 13(25).7.1826, Петербург], дворянский революционер, декабрист, полковник. Сын крупного сановника И. Б. Пестеля. В 1805—09 учился в Дрездене, в 1810—11 в Пажеском корпусе, откуда выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813—14. В 1821 назначен командиром Вятского пехотинского полка. Обладал обширными научными познаниями, незаурядными организационными способностями и сильной волей. В 1816 вступил в «Союз спасения», был основным автором его устава. В 1818 организовал в Тульчине управу «Союза благоденствия». Добился принятия членами Союза республиканской программы, заложив тем самым республиканские традиции в русском освободительном движении; обосновывал необходимость цареубийства, уничтожения всех членов императорской фамилии. В марте 1821 создал и возглавил Южное общество декабристов. Стремился к слиянию Северного общества с Южным, для чего в 1824 ездил в Петербург.
С 1821 разрабатывал проект социально-экономических и политических преобразований в России (в 1824 названный им «Русской правдой»), который был принят в качестве политической программы. Вторая редакция «Русской правды» свидетельствует о дальнейшей демократизации взглядов П. Она содержит требования немедленного освобождения крепостных крестьян с землёй, ограничения помещичьего землевладения и создания двух земельных фондов: общественного и частного; ликвидации сословных привилегий и предоставления политических прав всем мужчинам с 20 лет. П. был ярым поборником республики и государственной централизации. Согласно записке П. — «Конституция. Государственный завет» (представляющий собой конспект «Русской правды»), законодательным органом объявлялось однопалатное Народное вече, исполнительная власть вручалась Державной думе, а блюстительная — Верховному собору. По социально-экономическому содержанию программа П. была буржуазной с определёнными элементами демократизма; по религиозно-философским воззрениям П. стоял на позициях деизма. Историческая обстановка, в которой развивалась деятельность П., сказалась на непоследовательном решении вопроса о помещичьем землевладении и ориентации на военную революцию, не связанную с массовым движением. В 1825 вёл переговоры с представителями Польского патриотического общества о совместных революционных действиях. Арестован 13 декабря 1825 в Тульчине. Повешен вместе с четырьмя другими декабристами в Петропавловской крепости.
Муравьёв-Апостол Сергей Иванович [28.9(9.10).1796, Петербург, — 13(25).7.1826, там же], декабрист, подполковник. Родился в семье видного дипломата и писателя, происходившего из старинной дворянской фамилии. Окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения (1811). Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813—1814. Один из основателей «Союза спасения», член коренной управы «Союза благоденствия». После восстания в гвардейском Семёновском полку (см. Семёновского полка восстание 1820), в котором М.-А. служил командиром роты, он был переведён командиром батальона в Черниговский пехотный полк. В январе 1822 введён П. И. Пестелем в состав Южного общества декабристов, в котором возглавил Васильковскую управу. В сентябре 1825 вместе с М. П. Бестужевым-Рюминым присоединил к Южному обществу Общество соединённых славян. Будучи по своим убеждениям республиканцем и противником крепостничества, М.-А. в 1823—1825 выдвинул ряд планов вооружённого восстания в армии и с ноября 1823 разделял мнение Пестеля о необходимости цареубийства. Используя бывших солдат Семёновского полка, переведённых на Украину, развернул революционную пропаганду в войсках. В начале ноября 1825 назначен третьим директором Южного общества; подготавливал восстание в воинских частях, расположенных на Ю. России. Узнав о поражении декабристов 14 декабря 1825 на Сенатской площади в Петербурге, 29 декабря организовал и возглавил выступление Черниговского полка (см. Черниговского полка восстание). Тяжело раненный, был взят в плен. Повешен в числе пяти руководителей восстания декабристов.
Бестужев-Рюмин Михаил Павлович [1803 — 13(25). 7. 1826, Петербург], декабрист, подпоручик. С 1818 на военной службе в Кавалергардском, Семеновском (1820) и Полтавском пехотном полках. С 1823 один из активнейших деятелей Южного общества декабристов.Возглавлял вместе с С. И. Муравьевым-Апостолом Васильковскую управу, участвовал в ряде важнейших совещаний руководителей общества, вёл революционную пропаганду среди офицеров и солдат; привлёк в общество новых членов. Осуществлял связь между членами и управами Южного общества. В 1824 успешно провёл переговоры о совместных действиях с польскими революционерами. В 1825 содействовал объединению Общества соединённых славян с Южным обществом и руководил вновь организованной Славянской управой. Сторонник республики, которая должна быть создана в результате восстания войск под руководством революционных офицеров, но без участия народа. Вместе с С. Муравьевым-Апостолом разработал несколько вариантов плана переворота (Бобруйский, Белоцерковский). В отличие от плана П. И. Пестеля, переворот должен был начаться на юге, а не в Петербурге и без длительной подготовки. В целях полной ликвидации самодержавия настаивал на физическом истреблении царской семьи.
Рылеев Кондратий Федорович [18(29).9.1795, с. Батово, ныне Гатчинский район Ленинградской области, — 13(25).7.1826, Петербург], русский поэт-декабрист. Из мелкопоместной дворянской семьи. Учился в Петербургском 1-м кадетском корпусе (1801—1814). Участник заграничных походов русской армии (1814, 1815). В 1818 вышел в отставку, служил заседателем Петербургской уголовной палаты (с 1821), правителем канцелярии Российско-американской компании (с 1824). В 1823 стал членом Северного общества декабристов, возглавив затем наиболее радикальную и демократическую его часть. В своих политических взглядах Р. эволюционировал от умеренных конституционно-монархических к республиканским. Сыграл ведущую роль в организации восстания 14 декабря 1825. Казнён в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания.
Литературную известность принесла Р. сатира «К временщику» (1820) — гневное обличение аракчеевских порядков. Дальнейшее формирование творческих принципов Р. связано с Вольным обществом любителей российской словесности, членом которого он стал в 1821. В 1823—25 Р. совместно с А. А. Бестужевым выпускал ежегодный альманах «Полярная звезда». В 1821—23 Р. создал цикл исторических песен «Думы» (отдельное изд. 1825): «Олег Вещий», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин», «Петр Великий в Острогожске», «Державин» и др.
Декабристским вольнолюбием и предощущением грядущей судьбы этого движения проникнуто центральное произведение Р. — поэма «Войнаровский» (отдельное издание 1825). Мысли о высоком гражданском служении отчизне Р. вкладывает в исповедь главного героя поэмы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I, поднятом Мазепой. Противоречивость историзма Р. сказалась в романтической идеализации Мазепы и Войнаровского, в отступлении от исторической правды во имя пропаганды декабристских идей. Хотя А. С. Пушкин ценил поэму Р. выше его «Дум», в «Полтаве» он спорит с концепцией истории, выраженной в «Войнаровском». В незаконченной поэме «Наливайко» (отрывки опубликованы в 1825) Р. обращается к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества 16 в. против шляхетского засилья. Наиболее полным выражением гражданского пафоса в лирике Р. явилось стихотворение «Я ль буду в роковое время...» («Гражданин»). В агитационно-сатирических песнях («Ах, где те острова...», «Царь наш, немец русский...», «Уж как шёл кузнец...», «Ах, тошно мне и в родной стороне...» и др.), написанных совместно с А. А. Бестужевым, звучали ненависть к самодержавно-крепостническому строю и прямые призывы к его свержению.
Каховский Петр Григорьевич [1797 — 13 (25).7.1826], дворянский революционер-декабрист, один из активнейших участников восстания 14 декабря 1825. Из дворян Смоленской губернии. Поручик в отставке.
Приговор пятерым осужденным на казнь привели в исполнение 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости.