Под именем «Наполеон» чаще всего упоминается широко известный французский император и полководец, нагнавший страха на всю Европу начала XIX века и предпринявший было бесславную попытку захвата Российской Империи. Даже младшие школьники прекрасно знают, что его попытка провалилась с оглушительным треском благодаря отважным русским войскам и даже самой природе, непривычными для французов морозами охладившей пыл амбициозного европейца. Помимо него, однако, существовало еще четыре Наполеона. Судьба пятого из них оказалась не менее тесно связанной с холодами, чем жизнь его великого и для многих ужасного предка.
Наполеон IV нашел свою гибель на африканских территориях. После него трон Франции получил Наполеон V, являвшийся отпрыском Катерины Вюртембергской и родного брата знаменитого Наполеона I. Будучи необычайно интересной личностью, не лишенной определенной эксцентричности, новый император совершил множество небезынтересных для историков дел. Среди них особо выделяется путешествие, целью которого было поставлено достижение Северного полюса водным путем. Пусть сейчас географы давно выяснили, что добраться до него по морю невозможно, - в те года еще бытовало распространенное мнение, суть которого заключалась в существовании морского пути к крайней северной точке земного шара. В 1856 году Наполеон V снарядил экспедицию к полюсу.
Пятнадцатого июня вышеуказанного года из порта в Гавре вышел корвет «Королева Гортензия» (в оригинале - «La Reine Hortense»). Имя кораблю было дано в честь Гортензии Богарнэ, приемной дочери Наполеона I. На борту, помимо моряков и самого императора, были также люди науки и искусства – тем самым пятый из династии Бонапартов хотел уподобить свое путешествие экспедиции в Египет, предпринятой когда-то его далеким предком.
От французского порта судно императора сопровождало медленный авизо «Кокитос», который, как и «Королева Гортензия», принимал участие в Крымской войне; покинуло посыльное судно экспедиционный корабль после того, как оба они отошли от берегов Исландии, встретившись со шхуной «Фоам», принадлежавшей другой экспедиции под началом лорда Дюфрейна. Далее шхуна и корвет отправились к острову Ян-Майен, от окрестностей которого Наполеон вскоре повернул обратно, прихватив «раненую» шхуну на буксире, – множество неуправляемо дрейфующих льдин и постоянные густые туманы не позволили ему продвинуться дальше на север.
Буквально в следующем месяце император вновь порешил отправиться к полюсу: «Королева Гортензия», выбравшись из рейкьявикского порта, пошла, огибая мыс Фарвель, к наиболее северному из тогдашних европейских заселенных людьми районов – гренландской колонии Дании, Готхобу. Одиннадцатидневная остановка позволила основательно осмотреться и понять, что пытаться идти морем дальше не стоит – парусно-паровой корабль мог бы запросто погибнуть среди непреодолимых для него льдов и похоронить вместе с собой каждого, кто осмелился бы оказаться на его борту.
Возвращение императора отнюдь не было триумфальным; напротив, оно скорее напоминало бегство его предка из морозной и снежной России. Середина августа была встречена им в Рейкьявике, там же был подобран авизо, и оттуда «Королева Гортензия» направилась мимо Шетландских островов и островов Феро, Норвегии, Дании, Швеции – к родным французским берегам, достижимым по водам Северного моря. Разочаровавшись в своих надеждах и мечтах о северных краях, венценосный странник отправился в теплые края, а именно – в Алжир.
И все же поездка, не принесшая Наполеону V славы полярного исследователя и путешественника, не была напрасной: корвет привез ценные для геологов данные о полезных составляющих земных недр севера.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх) поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .