Найти тему
66.RU

Перепись выживших: четыре итога года на авторынке Екатеринбурга

Оглавление

А вы думали, кризис — это «черный декабрь» 2014-го и немного 2015-й? Вот и нет. Отдельно взятой автомобильной сфере региона последствия тех событий аукнулись только 2,5 года спустя!

Продажи растут, но это ничего не значит

Если посмотреть статистику продаж новых легковых автомобилей, то картинка вырисовывается радужная. В целом по стране авторынок за 10 мес. этого года вырос на 11%1,147 млн до 1,278 млн шт), наш региональный сегмент за то же время показал рост в 23,9%13 150 шт. год назад до 16 290 шт. в 2017).

В лидерах роста — народные бренды вроде Lada, KIA, Hyundai, хороши дела у Skoda, влет идет сегмент легких грузовиков (LCV).

Но это уже неважно: инертная махина автобизнеса дает отрицательный результат даже при положительных цифрах в графике.

Официалам очень плохо

Преимущественно федеральным, как это ни странно для сторонних наблюдателей. Тут уместно вспомнить, что «Автопродикс», который много лет упорно заходил в наш город, весьма поспешно из него вышел, продав активы челябинскому «Регинасу». Что до агонии «Независимости» и их резонной смерти, то это не итог 2017 года. Такие проблемы начинаются сильно заранее, когда бизнес слишком рьяно вкладывается в развитие, накачивает кредитный багаж, а потом случается, например, коллапс в экономике, и темпы роста замедляются (а то и вообще встают), и касса пуста, и кредиты отдавать нечем — даже при условии растущего спроса на новые легковушки.

Фото: 66.RU
Фото: 66.RU

В итоге имеем то, что имеем: в самом начале года закрылся салон Ford на Базовом, в июле официальные лица перестали скрывать скорую ликвидацию KIA и Mitsubishi на Блюхера, до конца осени держалась площадка на Металлургов, но и она в итоге — всё: Mazda отозвала дилерский контракт, с Peugeot — тоже развод. А жаль: это был последний выживший дилер французской марки, у которой на будущий год неплохие такие планы по развитию в России.

Похожую картину мы наблюдали в 2015–16 годы, но на примере «Оками»: там тоже была довольно агрессивная экспансия и расширение после 2010 года, а потом салоны один за другим начали закрывать — KIA, Hyundai, Mitsibishi, Nissan, Ford… Но если «Оками» нашли силы оттолкнуться и выплыть с обновленным портфелем брендов (преимущественно премиум и лакшери-сегментов), то по «Независимости» пошли метастазы, а тут уже без вариантов.

А вот грузовикам — норм

Парадоксально, но факт: деловая активность с приходом кризиса должна бы замереть, но сегмент комтранса, напротив, жил, жив и будет жить. Еще на рубеже 2014–15 гг. ряд игроков (вроде «Восточного ветра») отказался от продаж легковых авто в пользу LCV (легкого коммерческого транспорта), и, судя по всему, ставка оказалась выигрышной: рынок LCV начал рост раньше рынка легкового, закончив 2016-й в небольшом, но плюсе (+0,1% на фоне -11% рынка легковушек), и эта динамика осталась стабильно-положительной в 2017-м. «За 9 месяцев 2017 года продажи увеличились на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Была реализована 1 141 единицановой техники против 712 единиц в 2016 году. При этом уровень продаж по месяцам отличался равномерностью с выраженной тенденцией к росту», — рассказали 66.RU в «Исузу Рус».

Фото: 66.RU
Фото: 66.RU

Игроки рынка в таком положении вещей ничего странного не видят: «Что бы ни происходило, товар должен попадать к потребителю, — рассказывал в интервью РБК директор «Трак Центра» Эдуард Иванов. — В легковом сегменте оборота денежной массы нет, количество наличности у частных пользователей сократилось или не растет. Но если мы говорим о грузовом автомобиле, то надо понимать, что он приносит деньги — это не просто средство передвижения, а инструмент, который даст прибыль. Так что, несмотря на общий спад в экономике, сегмент грузовой техники держится, не скатывается до нуля».

Фото: 66.RU
Фото: 66.RU

Сергей Богомил, руководитель отдела продаж АО «Исузу Рус», считает, что «Рост обусловлен реализацией отложенного спроса, а также общей для рынка тенденцией обновления автопарков тяжелой техники. Рыночный потенциал Свердловской области изначально отличается большой емкостью: в регионе расположено несколько тысяч месторождений полезных ископаемых, большинство из которых разрабатываются открытым карьерным способом с применением тяжелой техники. Кроме того, наличие Транссиба обусловливает потребности в тягачах для перевозок по трассам внутри страны и за ее пределами. Транспортный хаб развивается, растут объемы автомобильных перевозок, соответственно, мы видим интерес к новой тяжелой технике со стороны логистических компаний».

Фото: 66.RU
Фото: 66.RU

Одним словом, стабильность рынка LCV — позитивный звоночек, который говорит о том, что экономика на подъеме. Засыпать с этой мыслью 31 декабря будет чуточку спокойнее.

«Обуватели замкадышей» наступают

Подобные ребята появились аккурат перед кризисом-2014 в Москве, обкатали схему на провинциалах, а потом она начала жить своей жизнью уже в регионах. Ранней зимой три года назад первый такой салон объявился у нас, с тех пор их число неизменно растет, хотя под одной вывеской и на одном месте они подолгу не работают. Они предлагают ходовые модели как бы с дисконтом и в как бы выгодный кредит, которые по факту не дисконт вовсе и не выгодный — тем более. По закону я не имею права называть такие салоны словами, которые начинаются на «мо» и заканчиваются на «енники», но эти ребята работают по очень мутным схемам, впаривая доверчивым простакам, преимущественно из провинции, или гнилое б/у втридорога, или новые машины, но с наценкой, которой позавидуют все официалы. Они мимикрируют под «дилеров», по факту являясь банальными перекупами. Вот вам история одной покупки в таком салоне без купюр:

Такими историями моя рабочая почта забита до отказа, но ни словом, ни делом я помочь этим людям не могу. И юристы не смогут. Поэтому прочитайте еще раз и передайте дальше нашу инструкцию, чтоб остановить поток этих писем.