Смута, начавшаяся после смерти царя Федора и явно проявившая себя в самом начале 17 века, породила немало самозванцев. Были среди них и внуки Ивана Грозного, и "царевич Петр", назвавший себя сыном последнего царя из Рюриковичей. Но самыми известными самозванцами были два Лжедмитрия - Первый и Второй. Давайте сегодня попробуем разобраться, в чем их сходство, в чем они отличаются и почему именно они выделяются среди других самозванцев.
Имя и происхождение.
Настоящее имя первого "царевича Дмитрия" - Юрий Отрепьев. Он происходил из небогатого дворянского рода (представители его после Смуты даже попросили изменить им фамилию, дабы забыть их родство с Лжедмитрием). Его отец рано умер, поэтому Юрий начал службу у родовитых бояр Романовых, но после их разгрома бежал в Чудов монастырь. Там стал монахом Григорием, приближенным к патриарху Иову. Происхождение и имя второго Лжедмитрия доподлинно неизвестны. Есть версии, что он был крещеным евреем Богданом, родом он из самых низов Великого княжества Литовского. Стать "царем Дмитрием" ему помог счастливый случай: его просто решили использовать вожди восстания против царя Василия Шуйского, Заруцкий и Болотников
Образование и уровень "царскости".
Лжедмитрий I при доме бояр Романовых получил очень хорошее образование, именно поэтому он смог легко выдать себя за Дмитрия. Он любил военное дело, умел не только читать и писать, но и даже сочинял различные тексты, был также осведомлен в особенностях тогдашней придворной жизни. Однако рассудительности, присущей настоящему царю, у него не было. Во время своего правления он принял массу непопулярных мер. О "царскости" Лжедмитрия II говорить не приходится. Он вообще не шел ни в какое сравнение с предыдущим самозванцем - ни по уровню образования, ни по уровню военного опыта и смелости. Он продолжал быть марионеткой в руках восставших.
Почему стали самозванцами?
Почва для появления "царевича Дмитрия" была подготовлена непонятной смертью сына Ивана Грозного. Среди бояр и народа ходили слухи, что Годунов сам подослал убийц к царевичу. Этого не мог не знать и обязан был этим воспользоваться авантюрист по жизни Григорий Отрепьев. Видимо, он так и сделал, бежав с двумя монахами в Польшу в 1602 году, предварительно рассказав им о своем "истинном происхождении". Там он заручился поддержкой семьи Мнишеков и короля Сигизмунда и двинулся в Россию. А вот крещеный еврей Богдан стал "Дмитрием" уже на пике самозванства в Московском царстве и был удачно подхвачен восставшими казаками.
Как пришли к власти?
Лжедмитрий I был поддержан широкими слоями населения, в том числе и боярством, ввиду общего недовольства царем-боярином Годуновым. Именно поэтому он был принят за настоящего Дмитрия в 1605 году. Второй же Лжедмитрий вел войну с избранным царем Василием Шуйским, которого тоже не особо любили за его боярское происхождение и политику. Однако этот "царь Дмитрий" коронован не был, в отличие от своего предшественника, который уже, приняв католичество, был венчан на царство по православному обряду.
Особенности правления.
Лжедмитрий I во время своего годового царствования вел себя довольно отлично от всех остальных: не спал после обеда, общался с народом, ел мясо в пост, не ходил в баню, вознамерился построить в Москве католический костел. До женитьбы с Мариной Мнишек он был очень развратен. Также он пытался развязать несколько войн, но у него не вышло. Второй Лжедмитрий только и делал, что шел походом на Москву, но так и не дошел до нее, застряв в Тушине (его так и назвали "Тушинским вором") и создав там параллельное управление.
Признание "истинного Дмитрия".
В Григории признали царевича многие бояре, в том числе, например, и Василий Шуйский, который сам вел следствие об убийстве Дмитрия в Угличе. Интересно, что сына в нем признала и мать настоящего царевича Мария Нагая. Вероятно, что сам Лжедмитрий поверил в свое "царское происхождение", вознамерившись даже выкопать останки царевича в Угличе, чтобы доказать свое "спасение". В Лжедмитрии II признали "спасшегося царя" (Григорий Отрепьев был убит в мае 1606 года) и некоторые бояре, и Заруцкий, и Марина Мнишек, и ... опять Мария Нагая.
Обстоятельства гибели.
Лжедмитрий I был убит при подстрекательстве тех же бояр, которые признали в нем царевича Дмитрия, из-за того, что его политика стала слишком для них самостоятельной, тогда как они его признавали в расчете на то, что сами станут править страной. Бунт, поднятый 17 мая 1606 года против поляков в Москве, был декорацией для того, чтоб в суматохе расправиться с Лжедмитрием, что в итоге и получилось. Когда толпа ворвалась во дворец, "царь Дмитрий" пытался защищаться с криками "Я вам не Борис!" и сбежать через окно, но упал на строительные леса, переломав себе ребра и ноги. Еще живого его схватили стрельцы и добили, а затем выставили раздетого на всеобщее обозрение и надругательство на Красной площади, положив на грудь маскарадную маску, а в рот засунув дудку. Спустя три дня его похоронили, после чего ударили сильные морозы. Пошли слухи, что это все из-за того, что тело Лжедмитрия лежит в земле. Тогда тело несчастного царя выкопали, сожгли, перемешали с порохом и, зарядив пушку, выстрелили им в сторону Польши.
Лжедмитрий II погиб более прозаичной смертью. Его зарубил во время прогулки в декабре 1610 года татарский князь Петр Урусов, который так решил отомстить за казнь своего касимовского хана.
В заключение хотелось бы сказать, что людей, которые выдавали себя за "чудесно спасшегося царевича Дмитрия", было немало. Однако в историю вошли двое - Первый и Второй Лжедмитрии. Они - лица той самой эпохи, того самого Смутного времени, того общества, которое тогда существовало.