В мире кастомайзинга мало более сложных задач, чем подружить мотоцикл и двигатель автомобиля. Они тяжелы и сосредоточены на крутящем моменте, и вставить его в раму мотоцикла — задача нетривиальная.
Но что, двигатель машины — отправная точка, а все остальное вы построите вокруг него? Это то, что сделал новозеландец Марсель ван Хойдонк (Marcel van Hooijdonk), чтобы создать этот невероятный «Madboxer».
На создание Madboxer ушло более пяти лет. Марсель занимается производством инструмента, и под рукой у него всегда целый арсенал. Поэтому, когда друг отправил ему мейл с бросающей вызов фотографией, он ухватился за возможность применить свои навыки в чем-то совершенно новом.
«Все началось с идеи моего приятеля-австралийца, Гарри, который отправил мне фантазию художника на тему концепта мотоцикла Subaru - с комментарием «Кое-что для тебя, чтобы поразвлекаться в сарае, приятель» — вспоминает Марсель.
Очевидно, что двигатель автомобиля был основой проекта, и у Марселя было несколько вариантов выбора. Наиболее доступный в Новой Зеландии — из долговечной серии EJ, от 1,5 до 2,5 литров, которую можно найти в большинстве субарей после 1989 года.
Марсель проигнорировал попсовый 2-литровый, и вместо этого раздобыл EJ25 с турбонаддувом от WRX второго поколения.
Перед окончательным погружением в проект, Марсель проверил, возможно ли в принципе воплотить Madboxer в реальность.
«У меня был блок двигателя, какие-то железки и пара колес. Под пивко я примерно собрал их в кучу и отступил на пару шагов», — говорит он. После того, как все было рассмотрено и составлен мысленный план действий, решение было принято. «Да, это реально».
Теперь Марсель должен был заложить фундамент для своего проекта, а это означало долгие посиделки у монитора. Как большинство серьезных билдеров, он начал с компьютера, собрал чертеж в CAD'e и получил разрешение от регулирующего органа, который занимается всеми нестандартными ТС в Новой Зеландии — Технической ассоциации малогабартиных транспортных средств (LVVTA).
«Как только я расставил блок двигателя и колеса по месту, я начал работать в AutoCAD, продумывая поворотный кулак, ступицы, все тяги и оба маятника», — говорит он. Чертежи были также использованы для производства некоторых частей на программируемых фрезерном и токарном станках с ЧПУ.
Однако это была не простая работа, и он предпринял несколько попыток, пока все не встало как надо. Марселю также пришлось разработать систему рулевого управления, которая была одобрена сертификационной комиссией.
Байк медленно обретал форму, с топливным баком от Kawasaki, колесами из TradeMe, местного аналога eBay, и меньших твин-турбо от Subaru Legacy, заменивших большую улитку WRX.
В итоге двигатель работает очень плавно, хотя у него нет маховика как такового. Марсель использовал модифицированный японский 2-скоростной автомат и цепной привод для передачи момента на заднее колесо.
Как и на других «автоматических» мотоциклах, лапки КПП на подножке тут нет — просто кнопка на руле. Тормоза — как у скутера, с рычагом на руле, механизмы — от Buell.
После всех инженерных работ было бы позором, если бы Madboxer стал «королевой трейлера». Но, к счастью, Марсель заборол сертификацию LVVTA.
«Возможность ездить на нем была целью с самого начала», — объясняет Марсель. «Так что это повлияло на окончательный дизайн. Система здесь, в Новой Зеландии, не так уж плоха. Вы отправляете чертежи, и комиссия рассматривает его. Как только они одобрены, вы можете приступать, но с проверками по ходу работ».
«Если вы что-то хотите изменить, приходится это заново утверждать. Время от времени это бесит, но теперь он готов, и 100 % легален. Я должен сказать, что это было не так уж и сложно».
Madboxer - вещь странной красоты. С массой в 313,5 кг, он тяжелый по стандартам мотоциклов, но, благодаря оппозитному двигателю, большая часть веса байка смещена вниз. А крутящий момент, о котором большинство мотоциклов может только мечтать, позволяет Madboxer просто лететь по дороге. И это именно то, чего Марсель добивался.
Перевод текста Mathieu Day-Gillett (Bike Rider Magazine)
Фото — Lindsay Gibb