Колядование, или колядки — одна из самых, пожалуй, ярких и узнаваемых традиций рождественских праздников. Люди (как правило, молодые) ходят по домам в необычных костюмах, часто созданных своими руками, поют под окнами и просят их угостить (изначально, кстати, за отказ могли как-нибудь и навредить). Не правда ли, очень напоминает ставший в последнее время популярным Хеллоуин? И это, в принципе, неудивительно, поскольку оба эти действа имеют похожее происхождение: так называемый «обходной обряд».
«Обходной обряд» характерен для многих народов, особенно славянских. Он имеет древнее, ещё дохристианское происхождение и связан, вероятно, с культом предков, с народными представлениями о том, что в определённые дни (и ночи) на землю приходят умершие проверить своих потомков на хлебосольность. Или это могли быть духи — дружественные людям или не очень, которых следовало «задобрить». В любом случае, духи ли это предков, или другие потусторонние персонажи, разочаровывать их крайне не рекомендовалось: иначе семье не видать удачи. Поэтому приходилось «перестраховываться» и угощать всех. Дни таких «посещений», как правило, совпадали с важными моментами годового цикла (зимний и летний солнцевороты), сезонными работами (посев, сбор урожая) или просто значительными событиями жизни (например, свадьба). Большая часть обходных обрядов приходилась, однако, на зимнее время — именно они нас и интересуют. Тем более, что при общей схожести они имеют много разных интересных форм и вариантов.
Вопреки устоявшемуся представлению, закреплённому и в кинематографе (вспомним знаменитую «Ночь перед Рождеством» М. Ромма), обходить дома начинали ещё в предрождественский период. В дни адвента (предрождественского периода у католиков, или рождественского поста управославных) в определённые дни по домам ходили ряженые «андреи», «варварки», «николаи», «люции» (иногда их сопровождали и другие маски).
«Барбурки» («варварки») в белых одеяниях и с веточкой вишни (Моравия, 1910 г.)
Особенно интересной была процессия на «Миколаев день» (день св. Николая — 6 (19) декабря) в Чехии и Словакии. В ночь с 5 на 6 декабря «Микулаш» в длинном одеянии, с картонной «митрой» на голове, обходит дома в сопровождении других ряженых. Обычно это «ангел» в длинной белой рубахе, а также «чёрт» в длинном кожухе, вывернутом мехом наружу. Ангел с Микулашем раздают подарки, а чёрт символически «наказывает» непослушных детей. Компанию им могли составлять конь, медведь, коза, ворон, аист, цыган, доктор, трубочист и другие персонажи.
Процессия Микулаша в Чехии (начало ХХ века). Здесь компанию св. Николаю составляют медведь, ангел, кобыла, чёрт и смерть.
Но, пожалуй, довольно о предрождественских обходах, перейдём к святкам, то есть, времени от Рождества до Крещения, которое включает в себя и Новый год.
Святочные (послерождественские) колядования назывались «хождением со звездой», или «христославлением». Это наиболее знакомая нам по литературе и кинематографу форма колядования: участники обряда носят макет «звезды» и поют «колядки» — песни, посвящённые Рождеству (или Крещению). Звезду обычно делали из сита (к которому сзади прилеплялась свеча) и разноцветной бумаги.
Н.К. Пимоненко, «Колядки», 1880 г.
Примечательно, что в южных областях «звезда» иногда делалась из выдолбленной тыквы, в которой делались вырезы и куда также вставлялась свеча (ещё одно сходство с Хеллоуином!).
Колядовщики в Могилёвской губернии, 1903 г.
Кроме «хождения со звездой», распространено было «вождение тура» («туроня», как его называли в Польше). Иногда они совмещались:
«Хождение с Туронем», польская открытка 1937 года. Как видим, звезда здесь тоже присутствует.
В славянской традиции тур, или туронь, — ряженый с маской, напоминающей одновременно и быка, и козу, с открывающейся челюстью, которая могла щёлкать.
Наряд туроня из Краковского этнографического музея.
Обходные процессии могли проходить во все святочные дни, и в них, помимо туроня, принимали участе ряженые, изображавшие и наших старых знакомых: чёрта, кобылу (коня), козу (козла), медведя... Вот, например, каких очаровашек мне довелось увидеть в городском музее Слупска (Польша):
Единорог — экспонат городского музея Слупска (из моего личного фотоархива)
Аист — экспонат городского музея Слупска (из моего личного фотоархива).
Ещё один важный ряженый персонаж — «коник» (или кобыла, кобылка). Мы уже встречались с ним в процессии Микулаша, где он также был неспроста. Конь традиционно являлся символом жизненной силы, здоровья и плодородия. Изначально его участие в процессии (и те ритуальные действия, которые он выполнял) должны были обеспечить хозяевам здоровье и достаток. Причём, различались два вида таких ряженых: изображавших самого коня и всадника на коне, с различным символическим значением.
«Коник» всадник, Прага, 1910 г.
Интересно, что в совсем не славянском Уэльсе главная роль в святочной процессии отводится Мэри Луид (Mari Lwyd) — черепу лошади, украшенному лентами и колокольчиками. Причём имеет место ритуал, весьма схожий со славянским «коником». Процессия (среди участников которой могут быть и всем известные Панч и Джуди) двигается по улицам, пока не выбирает какой-нибудь дом. Тогда она подходит к окну «счастливчиков», стучится в него (зрелище не для слабонервных!), а участники процессии поют песенку и просят впустить их в дом. Хозяева представляют извинения, по которым они этого сделать не могут. Тогда колядующие (будем уж их так называть по привычке) поют другую песенку и снова просят их впустить. Хозяева снова начинают отнекиваться. Так происходит до тех пор, пока хозяева не исчерпают все аргументы и не будут вынуждены уступить. Процессия во главе с Мэри Луид входит в дом, после чего эта милашка начинает скакать по помещению, пугать детей (а порой и взрослых), и, если ей удастся добраться до очага (чему препятствуют хозяева), то мажет всех сажей. В конце концов спутники урезонивают разбушевавшуюся «лошадку», и кончается всё, конечно же, угощением.
Мэри Луид и её вожатый, Уэльс, между 1910 г. и 1914 г.
Этот обычай жив до сих пор. Вот, совсем недавнее фото современной Мэри Луид: жутковато, не правда ли?
И вот мы плавно подходим ко второй половине Святок — так называемым «страшным вечерам». По славянским поверьям, в канун Нового года отворяется некий потусторонний мир и вылезает всякая нечисть. В эту пору обходные обряды (которые и призваны, в том числе, эту нечисть отпугнуть) могли сопровождаться забавными поединками между персонажами (что изначально символизировало борьбу различных сил).
Ряженые, гравюра 1880 г.
Популярны также расцвеченные народным воображением сценки из «священной истории» (отсюда же берут начало уличные «вертепы», но об этом как-нибудь в другой раз). Эта традиция тоже жива и по сей день.
Уличные представления в День Трёх Царей, Польша, 1971 г.
Вот мы и подобрались к концу Святок. Ведь День Трёх Царей — это самый их конец, 6 (19) января, Епифания (Богоявление). И вот тут-то на сцену выходит ещё один персонаж.
Перхта, женский дух в белой одежде, символ зимнего солнцеворота, имеющая гусиную ногу... Ну, конечно же, вы правильно догадались, это всем нам знакомая Баба Яга!
Пехтра, Моравия, 1910 г.
Пехтра бродит в Двенадцатую ночь (считая от Рождества, стало быть, как раз 6 (19) января) по домам, желая узнать, были ли дети в уходящем году хорошими, послушными и трудолюбивыми. Если да, то они могли найти утром в носке или в ведре серебряную монету, а если нет... Она могла сделать им что-то очень плохое.
Ну что же, на этом Святки заканчиваются, заканчивается и наше повествование. Конечно, оно далеко не полно, но, надеюсь, скучно вам не было.
Веселого всем Рождества (уже наступившего для западных христиан) и счастливого Нового Года!