Найти тему
Хозяюшка

Обходные обряды зимних праздников у разных народов

Колядование, или колядки — одна из самых, пожалуй, ярких и узнаваемых традиций рождественских праздников. Люди (как правило, молодые) ходят по домам в необычных костюмах, часто созданных своими руками, поют под окнами и просят их угостить (изначально, кстати, за отказ могли как-нибудь и навредить). Не правда ли, очень напоминает ставший в последнее время популярным Хеллоуин? И это, в принципе, неудивительно, поскольку оба эти действа имеют похожее происхождение: так называемый «обходной обряд».

«Обходной обряд» характерен для многих народов, особенно славянских. Он имеет древнее, ещё дохристианское происхождение и связан, вероятно, с культом предков, с народными представлениями о том, что в определённые дни (и ночи) на землю приходят умершие проверить своих потомков на хлебосольность. Или это могли быть духи — дружественные людям или не очень, которых следовало «задобрить». В любом случае, духи ли это предков, или другие потусторонние персонажи, разочаровывать их крайне не рекомендовалось: иначе семье не видать удачи. Поэтому приходилось «перестраховываться» и угощать всех. Дни таких «посещений», как правило, совпадали с важными моментами годового цикла (зимний и летний солнцевороты), сезонными работами (посев, сбор урожая) или просто значительными событиями жизни (например, свадьба). Большая часть обходных обрядов приходилась, однако, на зимнее время — именно они нас и интересуют. Тем более, что при общей схожести они имеют много разных интересных форм и вариантов.

Вопреки устоявшемуся представлению, закреплённому и в кинематографе (вспомним знаменитую «Ночь перед Рождеством» М. Ромма), обходить дома начинали ещё в предрождественский период. В дни адвента (предрождественского периода у католиков, или рождественского поста управославных) в определённые дни по домам ходили ряженые «андреи», «варварки», «николаи», «люции» (иногда их сопровождали и другие маски).

-2

«Барбурки» («варварки») в белых одеяниях и с веточкой вишни (Моравия, 1910 г.)

Особенно интересной была процессия на «Миколаев день» (день св. Николая — 6 (19) декабря) в Чехии и Словакии. В ночь с 5 на 6 декабря «Микулаш» в длинном одеянии, с картонной «митрой» на голове, обходит дома в сопровождении других ряженых. Обычно это «ангел» в длинной белой рубахе, а также «чёрт» в длинном кожухе, вывернутом мехом наружу. Ангел с Микулашем раздают подарки, а чёрт символически «наказывает» непослушных детей. Компанию им могли составлять конь, медведь, коза, ворон, аист, цыган, доктор, трубочист и другие персонажи. 

-3

Процессия Микулаша в Чехии (начало ХХ века). Здесь компанию св. Николаю составляют медведь, ангел, кобыла, чёрт и смерть.

Но, пожалуй, довольно о предрождественских обходах, перейдём к святкам, то есть, времени от Рождества до Крещения, которое включает в себя и Новый год.

Святочные (послерождественские) колядования назывались «хождением со звездой», или «христославлением». Это наиболее знакомая нам по литературе и кинематографу форма колядования: участники обряда носят макет «звезды» и поют «колядки» — песни, посвящённые Рождеству (или Крещению). Звезду обычно делали из сита (к которому сзади прилеплялась свеча) и разноцветной бумаги.

-4

Н.К. Пимоненко, «Колядки», 1880 г.

Примечательно, что в южных областях «звезда» иногда делалась из выдолбленной тыквы, в которой делались вырезы и куда также вставлялась свеча (ещё одно сходство с Хеллоуином!).

-5

Колядовщики в Могилёвской губернии, 1903 г.

Кроме «хождения со звездой», распространено было «вождение тура» («туроня», как его называли в Польше). Иногда они совмещались:

-6

«Хождение с Туронем», польская открытка 1937 года. Как видим, звезда здесь тоже присутствует.

В славянской традиции тур, или туронь, — ряженый с маской, напоминающей одновременно и быка, и козу, с открывающейся челюстью, которая могла щёлкать.

-7

Наряд туроня из Краковского этнографического музея.

Обходные процессии могли проходить во все святочные дни, и в них, помимо туроня, принимали участе ряженые, изображавшие и наших старых знакомых: чёрта, кобылу (коня), козу (козла), медведя... Вот, например, каких очаровашек мне довелось увидеть в городском музее Слупска (Польша):

-8

 Единорог — экспонат городского музея Слупска (из моего личного фотоархива)

-9

 Аист — экспонат городского музея Слупска (из моего личного фотоархива). 

Ещё один важный ряженый персонаж — «коник» (или кобыла, кобылка). Мы уже встречались с ним в процессии Микулаша, где он также был неспроста. Конь традиционно являлся символом жизненной силы, здоровья и плодородия. Изначально его участие в процессии (и те ритуальные действия, которые он выполнял) должны были обеспечить хозяевам здоровье и достаток. Причём, различались два вида таких ряженых: изображавших самого коня и всадника на коне, с различным символическим значением.

-10

«Коник» всадник, Прага, 1910 г. 

Интересно, что в совсем не славянском Уэльсе главная роль в святочной процессии отводится Мэри Луид (Mari Lwyd) — черепу лошади, украшенному лентами и колокольчиками. Причём имеет место ритуал, весьма схожий со славянским «коником». Процессия (среди участников которой могут быть и всем известные Панч и Джуди) двигается по улицам, пока не выбирает какой-нибудь дом. Тогда она подходит к окну «счастливчиков», стучится в него (зрелище не для слабонервных!), а участники процессии поют песенку и просят впустить их в дом. Хозяева представляют извинения, по которым они этого сделать не могут. Тогда колядующие (будем уж их так называть по привычке) поют другую песенку и снова просят их впустить. Хозяева снова начинают отнекиваться. Так происходит до тех пор, пока хозяева не исчерпают все аргументы и не будут вынуждены уступить. Процессия во главе с Мэри Луид входит в дом, после чего эта милашка начинает скакать по помещению, пугать детей (а порой и взрослых), и, если ей удастся добраться до очага (чему препятствуют хозяева), то мажет всех сажей. В конце концов спутники урезонивают разбушевавшуюся «лошадку», и кончается всё, конечно же, угощением.

-11

Мэри Луид и её вожатый, Уэльс, между 1910 г. и 1914 г.

Этот обычай жив до сих пор. Вот, совсем недавнее фото современной Мэри Луид: жутковато, не правда ли?

-12

И вот мы плавно подходим ко второй половине Святок — так называемым «страшным вечерам». По славянским поверьям, в канун Нового года отворяется некий потусторонний мир и вылезает всякая нечисть. В эту пору обходные обряды (которые и призваны, в том числе, эту нечисть отпугнуть)  могли сопровождаться забавными поединками между персонажами (что изначально символизировало борьбу различных сил).

-13

Ряженые, гравюра 1880 г.

Популярны также расцвеченные народным воображением сценки из «священной истории» (отсюда же берут начало уличные «вертепы», но об этом как-нибудь в другой раз). Эта традиция тоже жива и по сей день.

-14

Уличные представления в День Трёх Царей, Польша, 1971 г.

Вот мы и подобрались к концу Святок. Ведь День Трёх Царей — это самый их конец, 6 (19) января, Епифания (Богоявление). И вот тут-то на сцену выходит ещё один персонаж.

Перхта, женский дух в белой одежде, символ зимнего солнцеворота, имеющая гусиную ногу... Ну, конечно же, вы правильно догадались, это всем нам знакомая Баба Яга!

-15

Пехтра, Моравия, 1910 г.

Пехтра бродит в Двенадцатую ночь (считая от Рождества, стало быть, как раз 6 (19) января) по домам, желая узнать, были ли дети в уходящем году хорошими, послушными и трудолюбивыми. Если да, то они могли найти утром в носке или в ведре серебряную монету, а если нет... Она могла сделать им что-то очень плохое. 

Ну что же, на этом Святки заканчиваются, заканчивается и наше повествование. Конечно, оно далеко не полно, но, надеюсь, скучно вам не было.

Веселого всем Рождества (уже наступившего для западных христиан) и счастливого Нового Года!