Возможно, вы помните фильм «Дикий мед» с Аллой Ларионовой в главной роли. Считается, что прототипом героини фильма , фронтового фотокорреспондента Варвары Княжич, стала Галина Захаровна Санько ( 1904-1981 ).
Любителям фотографии, знавшим Санько, помнится ее знаменитая работа «Будущие капитаны» — мальчишки, мечтательно смотрящие сквозь падающий снег на стоящие у причала суда. Эта фотография обошла, пожалуй, весь свет — побывала на множестве выставок, неоднократно воспроизводилась в печати и, возможно, кому-нибудь заслонила все остальное, сделанное автором, всю неординарную репортерскую судьбу.
Лев Шерстенников. Советское фото №3, 1985
«Вот маленький эпизод из боевых действий на латвийской земле. Во время форсирования реки Айвиексте т. Санько фотографировала одну из героинь Латышской дивизии санитарку Лиесму Мелюнас, которая первой переплыла реку, увлекая за собой бойцов. Противник открыл огонь по линии нашей обороны . Тов. Санько была ранена в голову и уже из госпиталя отправила фотопленку в редакцию, и этот снимок украсил обложку журнала «фронтовая иллюстрация», а о подвиге латышской санитарки узнала вся страна. Читатели только не знали, какой ценой достался этот снимок. Вскоре Санько увидели на нашем фронте, голова ее еще была забинтована», — свидетельствовали начальник штаба и начальник политуправления Брянского и 2-го Прибалтийского фронтов.
Сражение на Курской дуге завершилось победой,— вспоминала Санько. — Освободили Орел и Белгород. Испытанным корреспондентским способом — «голосованием» — я добиралась до штаба Воронежского фронта — из кузова одного грузовика в другой... Наконец осталась одна в поле — ни людей, ни машин, ни жилья. Вскоре на шоссе показался «виллис», который добросил меня до Белгорода. Но как теперь добраться до Москвы? На полуторке мчусь в сторону столицы. Навстречу движутся войска. Притормозили у развилки. Куда ехать — сами не знаем. На мое счастье навстречу идут пять «виллисов». О коло нас они остановились. Я выскочила из грузовика и бросилась к легковым машинам. В них генералы. У одного вижу три звезды — больше, чем у других. Предъявляю документы, волнуюсь. Говорю , что мной сняты фотокадры об освобождении Белгорода и нужно срочно доставить их в Москву. Помогите! — Так что же вы хотите? — спросил генерал. — Мне нужен самолет до Москвы. — А почему вы ко мне обращаетесь? — Простите, я не знаю, кто вы, но ваши «звёздочки» говорят мне о многом...
И чтобы моя просьба звучала убедительнее, я сказала: — Вы знаете, бои идут уже в Харькове. А мне нужно слетать в редакцию и успеть обратно... Генералы заулыбались: — Неужели в Харькове? А мы-то и не знали... Давайте бумагу! Быстро подаю блокнот, и генерал пишет: «Тов. Захаров! Прошу выделить тов, Санько самолет для полета в Москву». — И обратно, — попросила я. «...и обратно. Конев». Прочитав фамилию, я так и ахнула. Столько я слышала о нем, знала, что он командует фронтом, а вот в лицо увидела впервые...
Фотография «Узники фашизма» была сделана в Петрозаводске. Сохранился рассказ самой Галины Захаровны о полете в только что освобожденный Петрозаводск в 1944г, также описанный Львом Шерстенниковым. В самолете «У-2», на котором она вылетела, получив задание, заглох мотор и он упал под Тихвином, она и пилот остались живы: руки-ноги целы, перекошенная челюсть и полетевшие зубы не в счет. В ближайшей армейской части ее пересадили на другой «У-2» : «… под крыльями черный, разрушенный город. Летчик облюбовал площадку в самом центре Петрозаводска на площади Ленина. Зная, что город освобожден морским десантом, пошла к озеру. По дороге девушки-комсомолки рассказали мне о лагере, в котором были заключены маленькие дети. Я направилась туда и вскоре увидела за колючей проволокой бараки. Испуганные лица. Они с недоверием смотрели на меня недетскими глазами. Я пыталась с ними заговорить, но они упорно не отвечали. Сделав несколько фотографий, я прошла в ворота. И вдруг какая-то девочка сказала мне «тетя!» Ребята плакали, повторяли сквозь слезы «мама» Дети были не только из Карелии, но и из Ленинградской области. Сразу отправить их не могли, так как город был освобожден только со стороны озера, а кругом еще были фашисты…».
Одним из самых впечатляющих символов войны стала фотография Галины Санько «Узники фашизма», которая в числе других была представлена на Нюрнбергском процессе, как фотосвидетельство преступлений фашизма.
А через 20 лет после окончания войны Галина Захаровна Санько снова была в Петрозаводске и теперь уже для того, чтобы сфотографировать бывшую узницу, ставшую матерью двоих детей и кандидатом биологических наук. На международной выставке «Интерпрессфото-66» фотографии «Узники фашизма» и «Двадцать лет спустя» получили Золотые медали.
В 1967г киностудия Мосфильм выпустила в прокат фильм по повести Леонида Первомайского «Дикий мед»
Вы любите фотографию? Да? Участники Сообщества "30 Дней Фотоприключений" приглашают вас присоединиться к нашим фотоконкурсам. Мы рады новым участникам. У нас классно!
Вам понравился материал? Подписывайтесь на канал, ставьте лайк. Спасибо.
При подготовке использованы материалы:
Лев Шерстенников. Советское фото №3, 1985