Найти в Дзене
ПРОЕКЦИЯ

Сбросить заводские настройки

Оглавление

За что мы ненавидим современную фотографию. 2 из 10

Restore to Factory Settings © Felicity Hammond
Restore to Factory Settings © Felicity Hammond

Современной фотографии снова достанется от нас по полной. В прошлый раз мы разбирались, почему в её фокусе происходит безобразие, а сегодня поговорим о вещах, на первый взгляд, незначительных - о мусоре.

"В конце концов, на что он им, фотографам, сдался? Почему нельзя фотографировать такие прекрасные вещи как цветы или шедевры архитектуры?", - возмущаются зрители. Попробуем разобраться.

Одним из таких «взглядов на мусор» - проект молодой британской художницы Фелисити Хаммонд. Под названием «Вернуть к заводским настройкам» («Restore to Factory Settings») скрывается серия фотографий, коллажей и инсталляций.

Restore to Factory Settings (Folly 07). C-type print © Felicity Hammond
Restore to Factory Settings (Folly 07). C-type print © Felicity Hammond

На фотографиях Хаммонд - предметы, которые обычно можно встретить на стройплощадке: перевёрнутая тачка, нечто, прикрытое кусками брезента, прижатым сверху брусчаткой; все предметы расположены на песке. Многие из фотографий названы просто «Folly», что в переводе означает «глупость», «пустышка», нечто незначительное, или архитектурный каприз.

Restore to Factory Settings (Folly 03). C-type print © Felicity Hammond
Restore to Factory Settings (Folly 03). C-type print © Felicity Hammond

Ключевая работа - панно похожее на многоплановый пейзаж: от ближайшего к нам скопления мусора и стройматериалов, взгляд движется в сторону горизонта, останавливаясь на промышленных постройках. Обратим внимание на то, что ландшафт, за исключением архитектуры, образован самими заводами - то есть состоит, как будто из «отвалов» фабрик.

Однако, работы и инсталляций Фелисити Хаммонд, возможно так и остались бы просто мастерски сделанными коллажами, если бы не наличие нескольких важных деталей.

Площадка

Начнём с самой очевидной детали - то, что мы видим на фотографиях можно назвать стройплощадкой (или её элементами). Стройплощадка интересна тем, что на её территории происходит одновременно и разрушение, и созидание. Старое разрушается, превращаясь в руины; новое пока не возведено, сложено аккуратно в стороне. На фотографиях Хаммонд - промежуточное состояние постройки или разрушения, проще говоря, неопределённости.

Синий

Вторая деталь - синий цвет. По словам автора, отпечатки с наложением глубокого синего - отсылка к чертежам.

Комментарий Проекции: да, это не самый очевидный ход; попробуйте вспомнить западные фильмы, где такие вещи называются «blueprints»; в русском языке такие чертежи называли «синьками».

По словам Хаммонд: «Серия «Вернуть к заводским настройкам» посвящена забытой индустрии; старые промышленные здания превращаются в архитектурные «поделки», окутанные брезентом, поскольку они находятся в состоянии между строительством и деконструкцией, архаичными и футуристическим. Создавая эти изображения, я сознательно делаю отсылку к цвету чертежей, как цвету, символизирующему начало нечто нового».

PUBLIC PROTECTION, PRIVATE COLLECTION © Felicity Hammond
PUBLIC PROTECTION, PRIVATE COLLECTION © Felicity Hammond

Эпоха

Последняя деталь - архитектура. Она относится к индустриальной эпохе. Хаммонд утверждает, что её работа - результат наблюдений за изменением ландшафта восточной части Лондона. Ей интересно то, как старые промышленные здания замещаются новыми «виртуальными» местами.

Restore to Factory Settings (installation image). C-type print © Felicity Hammond
Restore to Factory Settings (installation image). C-type print © Felicity Hammond

Работы Фелисити Хаммонд отражают отнюдь не просто процесс урбанизации промышленных районов или текущую экологическую ситуацию. В её коллажах и инсталляциях находит форму смена общественной парадигмы - переход от общества постиндустриального к обществу информационному (и то, что при переходе будет оставлено за ненадобностью). Как говорит сама художница: «Эти фабрики, которые когда-то были производителями [производственной и экономической] силы, теперь стали её продуктом».

Попадая в поле искусства обыденные вещи приобретают значимость, которой у них не было в повседневной жизни. В широком смысле, мусор - это не просто вещь, которая сломана и стала бесполезной. Мусор - это символ изменений эпохи. Глядя на мусор, мы можем понять характер этих изменений. Так, заводы, что заложили экономический фундамент для возникновения цифровой экономики, стали одновременно и мусором (ведь эти фабрики больше не работают) и основой для изменений в будущем, став вместилищем для создания нового.

Больше фотографий и проектов - на сайте автора: www.felicityhammond.com.

Подписывайтесь на наш каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.