За что мы ненавидим современную фотографию. 2 из 10
Современной фотографии снова достанется от нас по полной. В прошлый раз мы разбирались, почему в её фокусе происходит безобразие, а сегодня поговорим о вещах, на первый взгляд, незначительных - о мусоре.
"В конце концов, на что он им, фотографам, сдался? Почему нельзя фотографировать такие прекрасные вещи как цветы или шедевры архитектуры?", - возмущаются зрители. Попробуем разобраться.
Одним из таких «взглядов на мусор» - проект молодой британской художницы Фелисити Хаммонд. Под названием «Вернуть к заводским настройкам» («Restore to Factory Settings») скрывается серия фотографий, коллажей и инсталляций.
На фотографиях Хаммонд - предметы, которые обычно можно встретить на стройплощадке: перевёрнутая тачка, нечто, прикрытое кусками брезента, прижатым сверху брусчаткой; все предметы расположены на песке. Многие из фотографий названы просто «Folly», что в переводе означает «глупость», «пустышка», нечто незначительное, или архитектурный каприз.
Ключевая работа - панно похожее на многоплановый пейзаж: от ближайшего к нам скопления мусора и стройматериалов, взгляд движется в сторону горизонта, останавливаясь на промышленных постройках. Обратим внимание на то, что ландшафт, за исключением архитектуры, образован самими заводами - то есть состоит, как будто из «отвалов» фабрик.
Однако, работы и инсталляций Фелисити Хаммонд, возможно так и остались бы просто мастерски сделанными коллажами, если бы не наличие нескольких важных деталей.
Площадка
Начнём с самой очевидной детали - то, что мы видим на фотографиях можно назвать стройплощадкой (или её элементами). Стройплощадка интересна тем, что на её территории происходит одновременно и разрушение, и созидание. Старое разрушается, превращаясь в руины; новое пока не возведено, сложено аккуратно в стороне. На фотографиях Хаммонд - промежуточное состояние постройки или разрушения, проще говоря, неопределённости.
Синий
Вторая деталь - синий цвет. По словам автора, отпечатки с наложением глубокого синего - отсылка к чертежам.
Комментарий Проекции: да, это не самый очевидный ход; попробуйте вспомнить западные фильмы, где такие вещи называются «blueprints»; в русском языке такие чертежи называли «синьками».
По словам Хаммонд: «Серия «Вернуть к заводским настройкам» посвящена забытой индустрии; старые промышленные здания превращаются в архитектурные «поделки», окутанные брезентом, поскольку они находятся в состоянии между строительством и деконструкцией, архаичными и футуристическим. Создавая эти изображения, я сознательно делаю отсылку к цвету чертежей, как цвету, символизирующему начало нечто нового».
Эпоха
Последняя деталь - архитектура. Она относится к индустриальной эпохе. Хаммонд утверждает, что её работа - результат наблюдений за изменением ландшафта восточной части Лондона. Ей интересно то, как старые промышленные здания замещаются новыми «виртуальными» местами.
Работы Фелисити Хаммонд отражают отнюдь не просто процесс урбанизации промышленных районов или текущую экологическую ситуацию. В её коллажах и инсталляциях находит форму смена общественной парадигмы - переход от общества постиндустриального к обществу информационному (и то, что при переходе будет оставлено за ненадобностью). Как говорит сама художница: «Эти фабрики, которые когда-то были производителями [производственной и экономической] силы, теперь стали её продуктом».
Попадая в поле искусства обыденные вещи приобретают значимость, которой у них не было в повседневной жизни. В широком смысле, мусор - это не просто вещь, которая сломана и стала бесполезной. Мусор - это символ изменений эпохи. Глядя на мусор, мы можем понять характер этих изменений. Так, заводы, что заложили экономический фундамент для возникновения цифровой экономики, стали одновременно и мусором (ведь эти фабрики больше не работают) и основой для изменений в будущем, став вместилищем для создания нового.
Больше фотографий и проектов - на сайте автора: www.felicityhammond.com.
Подписывайтесь на наш каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.