Самая важная особенность нашего мозга, которую эксплуатируют воры, – то, что он не рассчитан на многозадачность. В большинстве житейских ситуаций это хорошо – таким образом сознание отфильтровывает ненужные раздражители, позволяя сконцентрироваться на главном. Но специалист-невролог Сюзанна Мартинес-Конде, автор книги "Фокусы сознания", поясняет, как ловкачи могут использовать это в своих целях. Она знакома с темой не понаслышке: работая в лаборатории визуальной неврологии в американском штате Аризона, она изучала, как исполняет свои трюки Аполло Роббинс – шоумен, демонстрирующий публике в Лас-Вегасе приемы карманников.
"Когда Аполло зовет добровольцев на сцену, - рассказывает Мартинес-Конде, - он заставляет их осматривать предметы, разговаривает с этими людьми, касается их, он подходит очень близко и тем самым вызывает ответную реакцию, ведь он вторгается в их личное пространство. Он нагружает их внимание до предела".
Короче, ловкость рук важна, но не менее важно и отвлечь внимание другими действиями.
Уличные воришки тоже используют этот прием, создавая ситуации, которые перегружают восприятие. Классический прием – толчок: его применяют карманники во всем мире. Один член банды идет впереди жертвы и резко останавливается, чтобы в него врезались. Другой вор идет прямо за жертвой, врезается в нее сзади и начинает ссору со своим первым сообщником. В неразберихе один из них или оба берут все, что могут, и передают третьему вору, который быстро скрывается с добычей.
Обыватели думают, что главное – заставить жертву смотреть в другую сторону, но на самом деле важнее переключить ее внимание на другой объект, - рассказывает Джеймс Браун, гипнотизер и шоумен, живущий в Британии. - Если мне нужно заставить вас не смотреть на вещь, лежащую на столе, проще всего отвлечь вас на что-то еще. А лучше дать вам две или три вещи, не включая ту, которая меня на самом деле интересует. Так у вас еще и появится иллюзия выбора.
Есть у преступников и более тонкие психологические приемы. Воры часто ошиваются у объявлений, предупреждающих об опасности краж – прочитав такое, люди зачастую рефлекторно ощупывают ценности в карманах, тем самым показывая злоумышленникам, где именно они находятся.
Шоумен Джеймс Браун тоже считает, что уверенность в себе очень важна для преступника: "Главный прием, использующийся и при показе этих методов на сцене, и реальными ворами на улице – это попросту невероятная уверенность в себе".
По его словам, в теории даже умудренного и опытного человека можно заставить отдать преступнику деньги с помощью одних лишь методов словесного убеждения. В 2009 году в Волгоградской области кассирша банка отдала женщине около двух с половиной миллионов рублей – как предполагается, под гипнозом. "Если вы установили эмоциональный контакт с человеком, и он вам доверяет, то провернуть такое несложно", - комментирует Браун.