Общение лицом к лицу становится исчезающим видом – современным школьникам куда привычнее обмен текстовыми сообщениями. Как изменится психология в эпоху интернета?
Исследование американских ученых позволяет заглянуть в общество будущего.
Эмодзи вместо эмоций
Полевой эксперимент ученых из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе показывает, что всего пятидневная интернет-абстиненция резко повышает способность подростков понимать и распознавать эмоции других людей. Ведущий автор исследования, психолог Патриция Гринфилд утверждает, что прикованные к экранам дети теряют способность общаться вживую.
«Пользе компьютеров в обучении посвящено множество исследований, – сообщает Гринфилд в пресс-релизе Калифорнийского университета. – Куда меньше известно о том, какой ценой эта польза достигается».
По мнению ученых, цена включает снижение чувствительности к эмоциональным сигналам, то есть способность понимать эмоции других людей. Замещение межличностного социального взаимодействия взаимодействием экранным, по всей видимости, снижает социальные навыки», – предупреждает Патриция Гринфилд родителей и учителей.
Работа исследователей опубликована в журнале Computers in Human Behavior, посвященном взаимодействию между цифровыми устройствами и человеческим поведением.
Работа проводилась с двумя группами американских шестиклассников. Одни провели пять дней в летнем лагере, где запрещено использование «экранных» устройств: компьютеров, смартфонов, планшетов, телевизоров и т. д. Другим лагерь только предстоял.
В первые два дня дети реагировали на «компьютерную депривацию» негативно. Но по словам психологов в летнем лагере, первая реакция быстро проходила, и в конечном итоге большинство подростков получали массу удовольствия от проведенного там времени.
В начале и в конце эксперимента школьникам показывали 48 фотографий людей, пребывавших в различных эмоциональных состояниях: радость, грусть, злость, страх и т. д. Помимо этого, детям показывали два видеоролика, на которых актеры взаимодействовали между собой. В одном из них два ученика сдают контрольные работы: один из учеников уверен в себе, другой явно нервничает. В другом ролике группа подростков общается между собой, игнорируя товарища, которому от этого грустно.
Подростков просили опознать эмоции людей на фотографиях и видеороликах. И в контрольной, и в экспериментальной группе количество ошибок снижалось в конце эксперимента – скорее всего, из-за тренировки. Но в группе, которая в течение 5 дней не пользовалась электронными устройствами, это снижение было в два раза больше. Если после приезда в лагерь школьники совершали в среднем 14,02 ошибки, то после «компьютерной абстиненции» это число снижалось до 9,41.
Сами авторы исследования, впрочем, предостерегают от далеко идущих выводов. Постановка эксперимента неидеальна: отказ от экранов неотделим от активного времени, проведенного с товарищами на природе. Вполне возможно, что на эмоциональную компетентность влияет, например, новая и необычная обстановка. Кроме того, работа не позволяет однозначно установить, как именно влияют компьютеры на восприятие эмоций. С одной стороны, они могут напрямую снижать способность к социальным взаимодействиям. С другой стороны, «экранное время» может быть нейтральным само по себе, но отнимать время от живого общения.
Патриция Гринфилд и ее коллеги отмечают, что в течение нескольких тысячелетий общение лицом к лицу было главным – а по большей части и единственным методом социального обучения и межличностного взаимодействия. Только в последнее десятилетие ситуация изменилась. В XXI веке мобильные технологии и интернет стали доступны большей части мирового населения.
Дети от 8 до 18 лет сегодня проводят в среднем 7,5 часов в день, взаимодействуя с цифровыми устройствами за пределами школы. Особенно это выражено у подростков от 12 до 17 лет, которые зачастую используют текстовую коммуникацию значительно чаще любых других способов общения.
Неудивительно, что такое резкое изменение структуры социальных взаимодействий сказывается на способностях к «традиционному» общению. Многочисленные исследования показывают, что компьютеры и телевизоры могут научить ребенка математике или науке, но не могут заменить живое общение в выработке эмпатии и понимания окружающих.